Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!
Иллюстративное фото.

Законопроект «О манипулировании информацией», разработанный депутатами парламента Кыргызстана Гульшат Асылбаевой и Айнурой Осмоновой, подвергся критике медиа-сообщества и интернет-провайдеров.

А портал Factcheck.kg провел анализ и сделал выводы, что большая часть текста этого документа является копией аналогичного российского закона.

Эксперты в сфере медиа и юристы отмечают, что законопроект ограничит свободу слова и право граждан на доступ к информации, в связи с чем призывают депутатов отозвать эту инициативу.

Скандал вокруг нового законопроекта

Законопроект «О манипулировании информацией», предполагающий усиление мониторинга за Интернетом, выставили на общественное обсуждение на сайте Жогорку Кенеша с 14 мая.

Документ состоит из девяти статей, и в нем прописаны права и обязанности Интернет-пользователей, владельцев сайтов и интернет-провайдеров. При этом, согласно задумке депутатов, в случае нарушений закона уполномоченный госорган выносит решение о досудебном ограничении доступа к информации, имеющей признаки как ложной или недостоверной. То есть, другими словами без решения суда можно будет приостановить работу веб-портала.

В проекте закона сказано, что закон направлен на защиту от ложной или неточной информации, распространяемой в Интернет-пространстве. Авторы документа Гульшат Асылбаева и Айнура Осмонова пока не комментируют свою инициативу. Попытки связаться с ними не увенчались успехом. «Азаттык» готов предоставить им площадку для выражения своего мнения.

Очередной законопроект по мониторингу Интернета подвергся критике юристов, медиа-сообщества и интернет-провайдеров. «Институт Медиа Полиси» омтетил, что в первую очередь данный документ противоречит Конституции Кыргызстана. Юрист организации Нурбек Сыдыков пояснил почему:

– В законопроекте написано, что «порядок ограничения доступа к информации или запрещение устанавливается правительством КР». Другими словами, этим законом мы наделяем правительство полномочиями по ограничению прав гражданина. Тогда как в Конституции КР прописано, что «в Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Поэтому данный пункт не может быть реализован нормативно-правовыми актами правительства. Это противоречит Конституции.

В «Институте Медиа Полиси» добавили, что согласно Конституции, «каждый из нас имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова. Мнение может не нравиться, или кто-то может счесть, что это заблуждение, все равно каждый имеет на него право».

«Скопированный с российского закон»

В справке-обосновании к данному законопроекту приводится тот факт, что аналогичные законы имеются и в странах Европы. В частности, в пример приводятся Германия, где действует Закон «Об улучшении правоприменения в социальных сетях» и Франция с действующим Законом «О манипулировании информацией».

Но надо понимать, что эти документы разительно отличаются от того, что предлагают депутаты Жогорку Кенеша. К примеру, в немецком законе нормы применяются к социальным сетям, которые имеют более 2 млн пользователей. И ответственность за распространение вредного контента несут сами соцсети.

Авторы законопроекта - депутаты Гульшат Асылбаева и Айнура Осмонова
Авторы законопроекта — депутаты Гульшат Асылбаева и Айнура Осмонова

Портал Factcheck.kg проанализировал разработанный в КР закон и сделал выводы, что большая часть теста этого документа является копией аналогичного российского закона. Редактор данного издания Болот Темиров говорит, что кыргызстанские депутаты вводят в заблуждение общественность, приводя в пример европейские законы:

– Абсолютно ясно, что данный законопроект скопирован с российских аналогичных нормативно-правовых актов. Слово в слово, вплоть до запятой. Просто заменили «Российская Федерация» на «Кыргызская Республика». Мне кажется, что документ составляли впопыхах, лишь бы побыстрее принять его. В случае его одобрения, закон позволит ограничить свободу слова и свободу выражения мнения.

Очередной законопроект об ограничении Интернета

Это не первая попытка в Кыргызстане, касающаяся контроля над информационным пространством. В 2018 году депутат Асылбек Жээнбеков предложил создать госорган, ответственный за мониторинг Интернета. Приводя в пример опыт других государств, он и его коллеги заявляли, что необходимо взять под контроль информационное поле и ужесточить ответственность пользователей Сети за публикации.

Журналист и писатель Олжобай Шакир считает, что «если будут приниматься скопированные откуда-то законы, то это будет означать возврат Кыргызстана к авторитарному правлению».

А бывшая судья Конституционной палаты, юрист Клара Сооронкулова считает, что инициатива о принятии данного законопроекта связана с предстоящими парламентскими выборами:

– До выборов осталось совсем немного. 4 июля должен выйти указ президента о сложении полномочий депутатов Жогорку Кенеша. Учитывая развитие новых технологий, Интернет в выборный период используется очень широко. Поэтому и был разработан этот закон.

Дополнительная нагрузка на интернет-провайдеров

Согласно новому закону, интернет-провайдеры «обязаны хранить на территории КР информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий».

При этом, они также обязаны «предоставлять указанную информацию судебным органам, уполномоченным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности КР, в случаях, установленных законодательством».

Исполнительный директор Ассоциации операторов связи Кыргызстана Айбек Куренкеев говорит, что это невозможно ни с технической, ни с финансовой точки зрения:

Айбек Куренкеев
Айбек Куренкеев

– Во-первых, в большинстве случаев доступ к Интернету идет по защищенным каналам. То есть оператор не видит, кто подключается Интернету, а видит только IP-адрес. У оператора-то и прав нет разделят пользователей на авторизованных и неавторизованных. К примеру, в России хотели заблокировать «Телеграмм» по IP-адресам, но не смогли, потому что в мире существует лишь одна система — CDN. И если вы заблокируете IP-адрес какой-то соцсети, то заодно нарушите обмен банковскими данными, в сфере авиации и так далее. Когда в России так сделали, то перестали работать Skype, банковские переводы. Это чревато ущербом в миллионы для государства. К тому же, в той же России подсчитали, что для реализации таких ограничений необходимо оборудование стоимостью 60 млрд рублей. У нас это будет тоже примрно 60 млрд сомов. Но у операторов нет таких денег, бизнес не будет покупать аппаратуру, которая нужна для силовых структур. У этих ведомств и так есть права по закону для получения любой информации у представителей сферы коммуникаций и связи.

По оценке Freedom House, уровень свободы Интернета в Кыргызстане оценивается как «частично свободный» согласно отчету организации под названием «Свобода в Сети–2018», где страна заняла 38 место из 65 стран.

https://rus.azattyk.org/a/30616957.html