Количество зарегистрированных печатных СМИ в Кыргызстане значительно превышает потребности в предлагаемых информационных услугах: только небольшое количество из них имеют влияние и востребованы аудиторией. Конкурентная борьба идет среди небольшого количества СМИ, в подавляющем большинстве в центре, то есть в Бишкеке. Об этом говорится в докладе ОФ «Институт Медиа Представителя», представленном 20 октября на круглом столе «Вопросы развития медиа сферы в Кыргызстане» в Бишкеке.
Как говорится в докладе организации со ссылкой на данные Министерства культуры и информации, на 30 апреля 2009 года в стране зарегистрировано 1197 периодических печатных изданий. Половина регулярно выходящих газет и журналов зарегистрированы и выходят в Бишкеке, но распространяются на всей территории республики. Большую их часть составляют общественно-политические и информационные издания. Десятая часть от общего количества печатных СМИ ориентирована на рынок и преследует сугубо рекламно-коммерческие интересы.
Почти 70 процентов газет и журналов выходят на кыргызском языке. Около 25 процентов республиканских, областных и районных газет издаются на русском и узбекском языках. Есть издания на английском, турецком и дунганском языках.
По данным Минкультуры, количество действительно рыночных газетных проектов составляет (за вычетом рекламных изданий) всего 3-5% от общего количества газет. Остальные издаются от случая к случаю или не издаются вовсе, но продолжают оставаться в базе данных Министерства юстиции КР.
Общенациональным телеканалом, который вещает почти на всю территорию республики, является Национальная телерадиокорпорация (НТРК). По официальным данным, вещание канала не распространяется всего на 86 населенных пунктов республики, в некоторых областных центрах и городах программы НТРК ограничены во времени. Сигнал общественного телеканала «ЭлТР» охватывает почти 70% населения страны.
Несколько негосударственных телерадиокомпаний осуществляют вещание за счет средств собственника и за счет рекламной и коммерческой деятельности. Очень малая доля контента (эфирного содержания) вырабатывается местными студиями-производителями, в основном идет ретрансляция программ российских телекомпаний и демонстрация зарубежных фильмов, лицензионность которых вызывает вопросы. Вместе с тем, на юге страны активно вещают телерадиокомпании Узбекистана и Таджикистана, контент которых востребован на рынке Кыргызстана, сказано в исследовании.
Проблемы телерадиокорпораций, связанные с контентом, обостряются вследствие принятия закона «О телерадиовещании», в соответствии с которым 50% контента должно быть на кыргызском языке, 50% контента должно быть собственного производства, и требуется переход на производство 60% национального аудио-визуального контента.
Телеканалы стараются вещать на двух языках, в частности этого принципа они стараются придерживаться в выпусках информационных программ. Вместе с тем, в связи с малым количеством национального культурного продукта (фильмы, спектакли) и низким качеством национального продукта телерадиокомпании не в состоянии обеспечить требования закона «О телерадиовещании».
Источник: kg.akipress.org