В Кыргызстане теле- и радиовещателей могут обязать выдавать 50 процентов отечественного контента на кыргызском языке. Соответствующие поправки, которые вводятся в Законы «Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе», «О телевидении и радиовещании», обсуждались во втором чтении на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.
Этот законопроект инициировали еще три года назад. Он был направлен на приведение законодательства рынка теле- и радиовещания к сегодняшним реалиям. Так как в настоящее время вещание в КР производится разными способами, то и законы были пересмотрены с учетом их особенностей.
Как пояснила заместитель министра культуры, информации и туризма Айнура Темирбекова, после принятия предлагаемых поправок ни один оператор не сможет сформировать вещание, пока не принесет разрешение от Минкультуры. «То есть если раньше у нас не было полномочий и прав требовать эти показатели, то теперь вещатель должен будет представить программную концепцию вещания, а именно доли ретранслируемого и своего контента, а также тематику своих передач», — рассказала она.
Она подчеркнула, что участники телерадиорынка не против лицензий для вещателей. Но вызывает вопросы то, что ее должны приобретать и производители контента – продакшн-студии. «Лицензия на телерадиовещание подразумевает производство контента и его распространение, но лицензии на производство контента не должно быть, так как мы потеряем наш рынок продакшна, и это подтверждает АРВ (анализ регулятивного воздействия), который мы восемь месяцев проводили в Министерстве экономики», — отметила Айнура Темирбекова.
Однако депутаты не прислушались к мнению министерств и решили оставить норму, фактически приравняв производственные студии к телеканалам. Также комитет оставил в силе норму о том, что 50 процентов контента, который выдает теле- или радиоорганизация, должно производиться в КР. Хотя присутствовавший на заседании глава медиахолдинга «Европа» Айдар Бекиров выразил опасения, что это приведет к закрытию вещателей, которые не смогут ни произвести столько продукции, ни закупить ее у тех же продакшн-студий. «У нас на рынке крутится порядка 400 миллионов сомов, что, естественно, недостаточно», — пояснил он.
Кстати, по информации Айнуры Темирбековой, телерынок соседнего Казахстана в свое время получал до 17 миллиардов тенге, что способствовало развитию продакшн-индустрии. «Кроме того, ежегодно около 3 миллиардов тенге получали телеканалы на производство собственного контента. А когда сами участники рынка должны решать эту задачу, это тяжело. Контентное регулирование действительно надо пересмотреть, потому что главное — не потерять тех, кто не сможет выполнять этот закон», — призвала замминистра депутатов.
Однако народные избранники вынесли на палату законопроект в собственной редакции.