Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В медиапространстве Кыргызстана женщины меньше представлены, о них меньше пишут, у них реже берут интервью и чаще пишут об их семейном положении и возрасте.

 


 

Методология

CABAR.asia проанализировал видимость женщин в публикациях новостных сайтов за четвертый квартал 2021 года. Этот период был выбран в связи с тем, что 28 ноября 2021 года в Кыргызстане проходили парламентские выборы и СМИ активно освещали политическую повестку страны.

Результаты исследования показали, что женщины попадают в новости гораздо реже, чем мужчины. Из 17 тысячи публикаций только 657 посвящены женщинам, а мужчинам – 1838.

При этом, по данным Нацстаткома на начало 2022 года, среди населения Кыргызстана женщин немного больше – 3,399 млн против 3,043 млн мужчин.

Если рассматривать публикации о женщинах и мужчинах в различных категориях, то в абсолютных числах выходит, что количество публикаций о мужчинах превалирует везде. Даже в социальных темах, которые стереотипно чаще относят к «женским», о женщинах пишут намного меньше.

Анна Капушенко. Фото из личного архива

По мнению главной редакторки издания Kloop.kg и медиаэкспертки Анны Капушенко, такая картина связана с двумя факторами. В первую очередь с тем, что все медиа в основном делают новостной контент, который касается политики, спорта и других сфер, где женщины представлены мало.

Второй фактор, по ее словам, это установки редакторов, которые определяют политику изданий. Поэтому несмотря на то, что в Кыргызстане большинство журналистов — женщины, в материалах СМИ они представлены мало.

«Я вижу во многих редакциях, что основной костяк стаффа выше 35+ и им очень сложно впускать молодых, которые хорошо понимают гендерные аспекты. И из-за этого большого костяка фактически идеи редакции не меняются», — говорит Капушенко.

Кроме того, она добавляет, что часто материалы, которые пишут про женщин, наполнены мизогинией и виктимблеймингом, а патриархальные установки мешают женщинам создавать контент о женщинах и продвигать его.

 

 

Мизогиния – ненависть, неприязнь либо укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам, девушкам или девочкам.

Виктимблейминг – обвинение жертвы преступления или насилия в том, что с ней произошло.

 

По данным анализа CABAR.asia, в рубриках «Происшествие» и «Общество» число новостей о женщинах в 2 раза меньше, чем о мужчинах, в «Политике» — почти в 7 раз, а в «Экономике» — более, чем в 8 раз.

В долевом соотношении картина немного другая. 83% публикаций о женщинах приходится на криминал и социальные вопросы. Среди материалов о мужчинах примерно поровну распределяются новости о происшествиях, социальных вопросах и политике. На экономику приходится 6,4% публикаций о мужчинах и 2,2% — о женщинах.

По словам Анны Капушенко, низкая доля публикаций о женщинах в политике и экономике прежде всего связана с тем, что и представлены они в этих сферах очень мало.

«Надо понимать, как делается политика. Чаще всего женщины туда попадают не просто так, и депутаты — не простые люди. Невозможно стать депутатом, если у тебя нет денег. Вдвойне сложнее, если у тебя нет денег и ты женщина. Квоты, которые у нас есть, сейчас вообще не соблюдаются. У женщин все меньше шансов попасть в политику», — отмечает она.

Но в то же время, по ее словам, в медиа никто и не задумывается о том, чтобы чаще у депутаток брать интервью, транслировать их голос и показывать насколько они крутые.

«СМИ, как и другие акторы общества, начинают хейтить, например, ту же Нарматову, которая с какой-то идиотской инициативой выступает. Из-за этого создается такое впечатление, что женщины, которые приходят в политику, приносят очень много вреда. […] При этом все забывают, что мужчин в парламенте большинство и, конечно, любое действие женщины будет выделяться. Никто не анализирует, сколько плохого делают мужчины, что они голосуют за ужасные законы и т.д.», — говорит она.

«Говорят» женщины в СМИ тоже реже, чем мужчины. Хотя в процентном соотношении «голоса» представителей обоих полов в заголовках звучат поровну, в количественном — разница существенная.

Из всех публикаций, героями которых были женщины, их цитаты в заголовках использовались только в 39 материалах. Среди публикаций, посвященных мужчинам, — 111.

Но при этом, когда СМИ пишут о женщинах, то чаще определяют их по семейному статусу и возрасту. Из всех публикаций за четвертый квартал 2021 года в 0,74% указывается замужем женщина или нет. Для мужчин этот показатель составляет 0,24%.

Возраст женщин и мужчин в заголовках новостей упоминается примерно в одинаковых количествах. Практически все эти публикации относятся к криминальной сводке.

Гендерная репрезентация женских профессий в СМИ тоже не отличается разнообразием. Рассказывая о женщинах медиа используют в основном устоявшиеся феминитивы, которые относятся к традиционно женским специальностям — учительница, уборщица, няня и т.д.

Из 617 феминитивов всего по 2 раза упоминаются начальницы и депутатки, всего 1 раз — руководительница и нет программисток, экономисток или эксперток.

Споры о том, насколько грамматически правильно использовать феминитивы, не утихают до сих пор. Тем не менее, они могут помочь внести в текст ясность, когда, к примеру, героиня вашего материала носит фамилию без гендерноопределяющего окончания и занимает должность, которую все привыкли называть «мужским» словом.

«Раньше женщинам очень сложно было прийти на какую-то высокопоставленную должность, им исторически была отведена роль уборщиц, домохозяек. И эти феминитивы совершенно никого не смущали и не смущают. Сейчас женщина может быть юристкой, редакторкой, депутаткой или президенткой. К сожалению, эти слова многих раздражают», — говорит Капушенко.

Медиаэкспертка добавляет, что СМИ стоит задуматься о визуальной репрезентации женщин в своих материалах. В основном, в кыргызском медиапространстве они представлены в уязвимых ролях – в новостях о насилии, мигрантах и т.д. Это не значит, что не нужно писать о сложностях, но показывать, что это системные проблемы. И в то же время, корректно рассказывать о них.

Она отмечает, что СМИ надо прекращать транслировать образы слабой женщины. На примере Kloop.kg она рассказывает, что они разрабатывают стратегию того, как увеличить представленность женщин не только в теме насилии.

«Мы хотим показывать истории успеха, про женщин в профессиях, которые традиционно считаются мужскими и про женщин, которые смогли преодолеть какие-то серьезные трудности в жизни. То есть мы сейчас стараемся сейчас больше сосредотачиваться на позитивных историях, где женщины представлены как победительницы. И здесь немного сложнее, потому что героинь искать достаточно сложно», — говорит она.

https://cabar.asia/ru/v-kyrgyzstane-smi-pishut-o-zhenshhinah-v-3-raza-rezhe-chem-o-muzhchinah