Журналист-расследователь Болот Темиров.
23 августа в Свердловском районном суде Бишкека прошло заседание по делу Болота Темирова. В Первомайском районном суде рассмотрели дело директора телеканала Next TV Таалайбека Дуйшембиева. Накануне городской суд принял решение по мере пресечения активиста Адилета Балтабая, оставив его под арестом. В настоящее время судебные процессы проходят в отношении около десяти активистов и журналистов, часто они затягиваются на долгие месяцы или даже годы.
Следователь, который является свидетелем в деле журналиста-расследователя Болота Темирова, 23 августа не пришел на заседание Свердловского районного суда Бишкека. В связи с этим рассмотрение дела перенесено на 25 августа.
По словам Темирова, судья поручил привести в суд в принудительном порядке следователей Азамата Камалова и Амана Асанакунова.
Болот Темиров, руководитель YouTube-канала Temirov Live, рассказал, что они обратились в суд с иском о совершении против них противоправных действий на сотрудников правоохранительных органов, однако никаких результатов нет:
— Мы подали в суд на ряд следователей и сотрудников. [Заявление] было подано по факту распространения материалов в социальных сетях во время расследования дела по наркотикам. Имеются доказательства того, что фабрика фейков в социальных сетях напрямую работала со следователями. Но две судебные инстанции не дали нам согласия. Суд вынес решение, что уголовное дело в отношении сотрудников не будут возбуждать. Покрывают друг друга. Можно понять, что судебная система не является независимой.
Напомним, 20 января Болот Темиров со своей командой опубликовал расследование о нефтяном бизнесе родственников председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева. Через два дня в офис нагрянула милиция и задержала его. Милиция сообщила, что во время задержания в кармане журналиста были обнаружены наркотики. Однако Темиров и его команда заявили, что милиционеры подбросили наркотические средства в задний карман его брюк. На следующий день глава ГКНБ Камчыбек Ташиев провел для журналистов брифинг, где заявил, что он не связан с коррупционными махинациями.
Также 23 августа в Первомайском районном суде Бишкека рассмотрели дело гендиректора телеканала Next TV Таалайбека Дуйшембиева. На заседании в качестве свидетелей выступили эксперты, вынесшие лингвистические и политологические заключения по поводу его публикаций в соцсетях. Адвокат Нурбек Сыдыков считает заключение экспертов незаконным:
— Человек, проводивший политологическую экспертизу, не эксперт. Это подтвердило Министерство юстиции, которое показало, что он не состоит в их реестре. На основании заключения человека, не являющегося экспертом, другой человек находится в заключении. Он должен состоять в реестре экспертов на основании закона «Об экспертах и экспертной деятельности». Мы адвокаты тоже состоим в реестре. Люди, ведущие специальную деятельность, тоже включены в реестр. Этот гражданин по имени Жанышбек уулу Азамат не включен в специальный реестр. Значит, он не может быть экспертом. Поэтому его заключение незаконно. Мы утверждаем, что заключение данной экспертизы должно быть признано недействительным. Потому что лингвистическую экспертизу проводили не отдельно, а совместно с политологической. Они должны были провести совместную по постановлению следователя. Но раз нет политологического эксперта, то эта экспертиза должна быть признана недействительной.
За последние два года были возбуждены уголовные дела в отношении десятка активистов, таких как Тилекмат Куренов, Адилет Балтабай, Болот Темиров, Болот Назаров, Таалайбек Дуйшембиев, Айжан Мырсан, Ырыскелди Жекшенов, Илгиз Шаменов. Одни остаются в заключении, другие дают показания следствию.
Бишкекский городской суд, рассмотревший 23 августа дело активиста Адилета Балтабая, принял решение оставить его под стражей.
По словам заместителя председателя организационного комитета по проведению первого Народного курултая Бейшенбека Абдразакова, журналисты под видом демократии и свободы слова часто перегибают палку:
— Если есть коррупция, то правильно, что журналисты поднимают это. Правду надо говорить, тут нет проблем. Будь то журналисты или блогеры — их задержания происходят, потому что они перегибают палку и выходят за рамки, задевая чью-то репутацию. Надо говорить, но не переступая черту, в рамках закона, с фактами и доказательствами. Надо с осторожностью относиться к безопасности государства, межнациональным и межрелигиозным отношениям. С этой точки зрения у нас есть некоторые недостатки. Это исходит и от власти, и от журналистов. Надо быть осторожнее.
По мнению правозащитницы Риты Карасартовой, практика давления на свободных журналистов и гражданских активистов имела место и при прежних властях, но сейчас она приняла более жесткую форму:
— Нынешняя власть поняла, что миллионные иски занимают слишком много времени, а количество судебных разбирательств только увеличивается. Они решили, что задержание выглядит более устрашающим, поэтому и задерживают. Но сейчас никто не боится ареста. В нынешнее время, если власти хотят сохранить свою репутацию, они должны подтверждать свои утверждения документами и аргументировать. Хоть власти и заявляют, что задержания проводятся из-за определенной угрозы, социальные сети, журналисты и блогеры разоблачают их, доказывая, что за задержаниями скрываются попытки отомстить или заставить человека молчать.
В рейтинге международной организации Freedom House отмечается, что в 2022 году демократическое правление в Кыргызстане потеряло несколько пунктов. Признаками этого являются концентрация власти в одних руках из-за поспешной конституционной реформы, снижение роли парламента, усиление роли главы ГКНБ, подавление критических мнений. Наряду с этим подчеркивается, что в стране снизилась независимость судебной системы.