В Бишкеке 11, 12 и 15 декабря прошли семинары «Свобода СМИ и борьба с экстремизмом».
Как сообщили в ОФ «Институт Медиа Полиси», в ходе семинаров были представлены презентации на тему прав и обязанностей органов по противодействию экстремизму, рассмотрены отдельные аспекты доступа к информации, международные стандарты регулирования информации в сети Интернет, а также проблемы производства экспертизы для признания материалов экстремистскими.
Также участники обсудили предложения в Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности» с целью устранения пробелов и противоречий в действующем законодательстве.
В семинарах приняли участие сотрудники Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Минобороны, Госкомитета национальной безопасности, Госслужбы финразведки, Госслужбы исполнения наказаний, Государственной пограничной службы, Госслужбы по контролю наркотиков, Госкомиссии по делам религии, Госцентра судебных экспертиз и др.
Как сообщил замминистра транспорта и коммуникаций Эрнис Мамырканов, по поручению Аппарата правительства с начала года межведомственной рабочей группой проводилась работа в целях разработки НПА по принятию мер по противодействию распространения экстремистских материалов.
В свою очередь медиа-эксперт Надежда Алишева отметила, что в действующем законодательстве по противодействию экстремистской деятельности ряд норм необходимо привести в соответствие с Конституцией и законами. «Отдельные проблемы действующего законодательства не позволяют четко выполнять закон. В частности, существуют проблемы неточности понятийного аппарата, а также проблемы при проведении экспертизы», — отметила она.
По итогам семинаров были выработаны ряд рекомендаций. В частности, для органов власти рекомендовано проводить систематическую просветительскую работу с населением с целью профилактики распространения радикальных и экстремистских идеологий посредством СМИ; доводить до населения информацию о запрещенных эксремитских материалах в КР посредством СМИ;
Кроме того, рекомендовано постоянно проводить курсы повышения квалификации сотрудников соответствующих госорганов с целью улучшения качества их работы, касающейся вопросов религии; улучшить информационно-техническое оснащение силовых структур, занимающих борьбой с насильственных экстремизмом и терроризмом, повысить заработную плату сотрудникам, работающим в соответствующих подразделениях; разместить на официальных сайтах Министерства юстиции КР, Госкомиссии по делам религий перечень запрещенных религиозных материалов вместе с копиями судебных решений о признании данных материалов экстремистскими.
Рекомендации по оптимизации законодательной базы КР:
1. Пересмотреть Концепцию национальной безопасности КР от 2012 г. в части, касающейся использования терминов «экстремизм» и «терроризм», исключить взаимозаменяемость этих терминов, четко обозначив каждое понятие отдельно, предварительно введя дополнительное определение «насильственный экстремизм»;
2. Внести в закон КР «О противодействии экстремистской деятельности» четкое определение экстремизма, насильственного экстремизма, фундаментализма, радикализма, терроризма;
3. Определить правовой статус религиоведческой экспертизы и закрепить его в соответствующих нормативно-правовых документах;
4. Внести религиоведческую экспертизу в перечень обязательных судебных экспертиз с установлением четких критериев ее научной обоснованности, нейтральности и объективности;
5. Внести изменения в УК КР ст. 299-2 (1), после слова «хранение» религиозных экстремистских материалов следует добавить «с целью распространения», т.к. по сути дела адвокаты, прокуроры и судьи, работающие с уголовными делами, связанным со статьей 299-2 (1) также нарушают это положение, храня у себя экстремистские материалы, приобщенные к делу;
6. Устанавливать соразмерное наказание за такие правонарушения, как приобретение и хранение религиозных экстремистских материалов, переместив их из области регулирования УК КР в КоАО КР;
7. Отказаться от использования терминов «теологическая» или «судебно-теологическая экспертиза», т.к. это нарушает светский характер государства, которое по определению не может иметь никак суждений об истинности или ложности тех или иных вероучений;
8. При пересмотре законодательной базы, регулирующей вопросы религии, учитывать международные обязательства КР по правам человека;
9. Необходимо создать Независимый межвузовский религиоведческий экспертный совет как дополнительный консультативный орган.
Рекомендации для государственного Центра судебных экспертиз:
1. Разработать квалификационные требования к проведению религиоведческой экспертизы, включая стандарт, регламент и методологию;
2. Установить соответствующие требования к судебным экспертам-религиоведам;
3. Сертифицировать судебных экспертов, проводящих религиоведческую экспертизу на основании установленных требований;
4. Назначать для экспертизы религиозных материалов проведение комплексной экспертизы с привлечением специалистов в области религиоведения, национального законодательства, международного права, лингвистики, в отдельных случаях привлекать к проведению комплексной экспертизы политологов, социологов, психологов и теологов соответствующей направленности.