Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В Бишкеке провели общественное обсуждение конституционного проекта закона об Акыйкатчы КР

18-18 сентября, состоялось общественное обсуждение конституционного проекта закона об Акыйкатчы (Омбудсмене) КР.

Предлагаемый проект конституционного закона об акыйкатчы был разработан депутатами  Жогорку Кенеша совместно с институтом Акыйкатчы, инициирован лидерами шести фракций  Жогорку Кенеша КР.

30 июня проект вынесли на общественное обсуждение.

Институт Акыйкатчы проводил по предлагаемому проекту конституционного закона  консультации с подразделениями ООН и представителями Европейского союза, которые положительно отозвались о проекте.

По законопроекту внесен ряд предложений от гражданского общества и международных организаций, который был учтен.

В проект были включены эффективные возможности реализации норм Конституции КР, связанные с правами и свободами человека и гражданина, которые направлены на повышение возможностей осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека.

Принятие настоящего проекта закона даст возможность  Институту Омбудсмена подать заявку для аккредитацию из статуса «В» в статус «А» первыми из числа стран Центральной Азии, что положительно отразится на имидже государства и будет способствовать развитию государства как в правовом, так и в экономическом русле, а также обеспечению верховенства права.

Акыйкатчы (Омбудсмен) КР Джамиля Джаманбаева отметила, что представленный проект предусматривает полное соответствие Парижским принципам.

“В целях достижения статуса «А» в проекте заложены принципиальные механизмы, и в будущем Институт омбудсмена будет иметь широкие права и возможности участия в Совете по правам человека. Поскольку при аккредитации статуса «А» омбудсмен вправе присутствовать и участвовать во всех заседаниях совета, а также выступать с устными заявлениями лично или по видеосвязи на всех заседаниях. В настоящее время в статусе «В» омбудсмен участвует только в собраниях GANHRI, но не может голосовать или занимать руководящие должности. Кроме того, в статусе «А» будет возможность отслеживать и сообщать о ситуации с правами человека в своей стране и помогать своему государству выполнять свои международные обязательства в области прав человека и консультировать по внедрению международных стандартов в области прав человека на национальном уровне”, – сказала он.

Законопроект определяет порядок организации деятельности, сферу компетенции, порядок избрания и освобождения от должности акыйкатчы (омбудсмена), заместителей акыйкатчы, полномочия и гарантии независимости, правовой статус, организационные основы, меры правовой защиты омбудсмена, заместителей и Аппарата Акыйкатчы.

За основу был взят действующий Закон «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР». Необходимость разработки проекта в новой редакции, также возникла в связи с имеющимися противоречиями в нормах действующего закона «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР» иными нормативными правовыми актами КР, которые выявлены в результате применения действующего закона в течении 20 лет.

В справке-обосновании к проекту закона отмечается, что досрочное прекращение полномочий омбудсмена за неодобрение Ежегодного доклада, как отмечают международные организации и правозащитники, создает прямую зависимость омбудсмена от политических сил и препятствует эффективному выполнению им полномочий по защите конституционных прав человека.

Таким образом, исключение положений о досрочном освобождении от должности омбудсмена в связи с неодобрением Ежегодного доклада теперь напрямую не повлияют на независимость Института Омбудсмена. Кроме того, данные нормы противоречат Трудовому кодексу КР, поскольку омбудсмен отчитывается перед парламентом о деятельности соответствующих государственных органов КР по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

В целях исключения политизации должности Омбудсмена и влияния на него различных политических сил проектом предусматривается требование, согласно которому омбудсмен и его заместители не вправе состоять в политических партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Кроме этого, проектом закона предлагается дать возможность Омбудсмену участвовать с правом совещательного голоса на заседаниях дисциплинарной комиссии Совета судей.

При реализации своих полномочий мандат омбудсмена выступает с предупреждением и исправлением случаев ненадлежащего управления, а также в защиту и поощрение прав человека и основных свобод. Институциональная компетенция омбудсмена включает государственное управление на всех уровнях, все общественные интересы и государственные услуги, предоставляемые обществу со стороны государства, муниципальными органами, государственными органами, в том числе частными организациями.

Проектом закона предусматривается, что омбудсмен обладает дискреционными полномочиями, по собственной инициативе или в результате подачи жалобы расследовать дела с должным учетом имеющихся административных средств правовой защиты. Омбудсмен имеет право просить о сотрудничестве любых лиц или организации, которые могут оказать ему помощь в проведении расследований. Омбудсмен имеет юридически закрепленное право на неограниченный доступ ко всем соответствующим документам, базам данных и материалам, включая те, которые в противном случае могли бы быть юридически недоступными или конфиденциальными.

Отметим, что омбудсмен должен иметь право на беспрепятственный доступ в любые здания, в том числе в учреждения и к лицам, лишенным свободы. Омбудсмен имеет право опрашивать или требовать письменные объяснения у должностных лиц и органов власти.

3f321775-c15a-4cf1-b8c6-d7daaedf2bdb

8205c503-6746-43ae-b691-5f31059f60ec

09fc7113-4eea-46cb-8cce-3df9b4f84e3b