Тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков выступает перед патрульными милиционерами в октябре 2019 года. Фото: Пресс-служба президента
Руководители МВД и ГКНБ любят заявлять, что они вне политики. Но при каждом президенте Кыргызстана силовики оказывались в гуще политических событий. Их судьбы разительно отличаются от судеб лидеров, которых они защищали. Многие правоохранители подвергались нападкам, сидели, «теряли здоровье», бедствовали. Потерявшие власть президенты, за исключением Алмазбека Атамбаева — здоровы, при деньгах и на свободе.
За годы независимости Кыргызстан пережил две революции и одну более или менее насильственную смену власти. Сценарии и исход — почти одинаковы. Тысячи кыргызстанцев выходят на митинги против коррупции, семейно-кланового режима, подтасовки результатов выборов и произвола. Митинги сопровождаются столкновениями с силовиками.
Президенты до последнего пытаются спасти власть с помощью армии и милиции. А потом сбегают, оставляя своих защитников наедине с разгневанными массами и мстительными политическими конкурентами. Те, если и не бросают их верных генералов в тюрьму, то, мягко говоря, основательно портят им жизнь.
«Клооп» сравнил судьбы бывших лидеров Кыргызстана с судьбами их преданных защитников и обнаружил вполне ожидаемый контраст*.
*Мы не учитывали доходы семей высокопоставленных силовиков — это тема отдельного исследования.
Акаев на Рублевке, силовики лечат раны
Первый президент Кыргызстана Аскар Акаев возглавлял страну с 1991-го по 2005 год. Его правление отметилось коррупцией и массовой безработицей, росло недовольство правящим кланом, узурпировавшим власть.
За 15 лет правления Акаева Конституцию редактировали в пользу усиления власти президента пять раз, а сам он, вопреки основному закону, избирался трижды.
При Акаеве доля государства в кыргызско-канадском предприятии Centerra Gold по разработке крупнейшего в стране золоторудного месторождения Кумтор уменьшилась с 67 до 16%. В 2021 году комиссия по проверке деятельности Кумтора выяснила, что семья Акаева получила за это крупную взятку деньгами и акциями. В 2002 году, когда Акаев отдал Китаю кыргызские земли в ущелье Узонгу-Кууш, депутат парламента Азимбек Бекназаров призвал коллег объявить президенту импичмент и был задержан. Земляки депутата в Аксы вышли на митинг с требованием освободить его, но милиция открыла огонь, застрелив шесть человек и ранив более 30.
Тем не менее, на парламентских выборах 2005 года 90% мандатов достались провластным и нейтральным партиям, а дети Акаева Бермет и Айдар стали депутатами Жогорку Кенеша. Его супруга Майрам возглавляла «Партию женщин Кыргызстана» и фонд «Мээрим», против сотрудников которого в 2005 году возбудили уголовные дела за финансовые злоупотребления.
Свергли Акаева 24 марта 2005 года во время «Тюльпановой революции». После столкновений протестующих с силовиками на центральной площади Бишкека Белый дом был захвачен, президент с семьей бежал в Казахстан.
Сейчас он преподает в российской Высшей школе экономики. Акаеву выделили государственную дачу в элитном подмосковном районе Рублевка. Издание «Проект» писало, что его старшему сыну Айдару принадлежит земля на той же Рублевке, ее стоимость – 63 млн рублей.
Обвинения во взятках за Кумтор Акаев опровергает, заявляя, что правительственная комиссия так и не нашла его богатств. На родине его больше не преследуют: недавно первый президент приезжал в Кыргызстан, чтобы помочь властям «вернуть Кумтор народу».
Чотбаев: лечится до сих пор
Одним из преданных защитников президента Акаева был первый главком Национальной гвардии Абдыгул Чотбаев. На эту должность он пришел в 1992 году по приглашению самого Акаева и служил до его свержения.
22 марта 2005 года, на фоне массовых выступлений против Акаева в Оше и Джалал-Абаде, Чотбаев выступил на провластном митинге в Бишкеке и назвал организаторов протестов иностранными агентами. Через два дня, 24 марта во время митинга протестующие избили его у Белого дома. Позже Чотбаев сообщил, что у него сломано ребро и травмирована голова.
После свержения Акаева верного генерала уволили с формулировкой о «неполном соответствии занимаемой должности». Сейчас он на пенсии и периодически выступает в СМИ в качестве эксперта.
Чотбаев признается «Клоопу», что ему неприятно вспоминать «Тюльпановую революцию», которая нанесла серьезный урон его здоровью. По словам генерала, лечиться ему приходится до сих пор. Тем не менее, он подчеркивает «мудрость Акаева», не отдавшего приказ стрелять в митингующих. И жалеет, что за избиение силовиков тогда никто не ответил. Если так пойдет и дальше, скоро никто не будет служить, сетует он.
Жанузаков: избит дважды
Генерал-лейтенанта милиции Болота Жанузакова называли серым кардиналом акаевского правления. Он был секретарем Совбеза, главой Службы национальной безопасности, а в 2003 году возглавил Управление обороны и безопасности Администрации Президента. «Новая газета» писала, что именно Жанузаков тогда «выбирал», кого впустить к президенту, и определял внутреннюю и внешнюю политику страны.
Во время «Тюльпановой революции», когда Акаев покинул Кыргызстан, Жанузаков остался в Белом доме практически один и был избит протестующими. В 2009 году, когда к власти пришел Курманбек Бакиев, сторонник Акаева возглавил оппозиционную партию «Кут» и на него снова напали. В подъезде Жанузакова ударили по голове, он потерял сознание.
Сейчас Болот Жанузаков в преклонном возрасте, иногда комментирует политические события как эксперт. В 2021 году в интервью «Азаттыку» он назвал Аскара Акаева «безупречным лидером».
Бакиев процветает, силовиков преследуют
Избрание президентом Курманбека Бакиева принято считать итогом революции, хотя последующие события и тот факт, что он был премьером при Акаеве во время аксыйского расстрела, ставят под сомнение революционный характер изменений. Пять лет правления Бакиева запомнились политическими убийствами, преследованием оппозиции, коррупцией, установившимся авторитаризмом и ярко выраженным семейно-клановым правлением.
Власть Бакиевых пала в ходе революции 7 апреля 2010 года. «Рассеяв милицию, демонстранты подошли вплотную к Белому дому и расшатали ворота, — пишет о тех событиях “АКИпресс”. — В дыру пошли около 10-15 человек с флагами — буквально за несколько секунд их расстреляли снайперы. Они стали первыми убитыми. Дальше началась бойня. Снайперы вначале расстреливали всех, кто заходил внутрь периметра Белого дома, но видя, что народ не расходится, начали отстреливать стоящих за забором зевак».
Апрельская революция унесла 87 жизней, 300 человек получили ранения. Обвинения предъявили 28 гражданам во главе с бежавшим из страны бывшим президентом Курманбеком Бакиевым. Среди них бойцы спецназа ГКНБ «Альфа» и сотрудники Службы госохраны.
Курманбек Бакиев бежал вместе с семьей в Беларусь, где сначала жил в президентской резиденции Плавно, а затем переехал в престижный район Минска – Дрозды. В 2017 году стало известно, что беглый президент достроил дом в Лебяжьем – элитном микрорайоне Минска. В 2020 году президент Беларуси Александр Лукашенко выделил бывшему президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву два участка общей площадью в 70 соток возле своей резиденции Заславль-2 на Минском море. Бакиев получил их «в пожизненное наследуемое владение».
Его старший сын Марат живет в Беларуси в элитном поселке Раубичи. Второй сын Максим — в английском графстве Суррей в поместье за $5 млн.
Конгантиев: избит и выдан
Молдомуса Конгантиев — министр внутренних дел при Бакиеве в 2008-2010 годах, когда в Кыргызстане участились нападения и убийства журналистов. Оппозиция обвиняла Конгантиева в сокрытии убийства бывшего главы аппарата президента Медета Садыркулова.Во время апрельской революции Конгантиев выехал в Талас усмирять митинг оппозиции, но был схвачен протестующими и жестоко избит. Супруга вывезла его на лечение в Москву, однако Россия по просьбе нового правительства Кыргызстана выдала его.
Экс-главу МВД обвинили в халатности и превышении полномочий, но так и не посадили. Следствие длилось восемь лет, в 2019 году суд вынес Конгантиеву оправдательный приговор. С его имущества сняли арест и отменили подписку о невыезде.
12 февраля 2022 года Молдомуса Конгантиев скончался. Действующий глава ГКНБ Камчыбек Ташиев уважительно назвал умершего экс-министра «уставшим львом».
Суталинов: осужден на 20 лет
Мурат Суталинов — Бакиевский экс-глава ГКНБ, обвинялся расстреле демонстрантов на площади 7 апреля 2010 года. Руководил Госкомитетом нацбезопасности с 2006 по 2010 год, вплоть до событий 7 апреля.
После переворота 7 апреля, когда на площади были убиты участники акции протеста, Суталинов уехал из страны и был объявлен в розыск. В декабре 2011 года он внезапно вернулся и пришел в суд, где был осужден на 20 лет с конфискацией имущества. В мае 2019 года в суде Суталинов попросил прощения у матерей погибших, и Бишкекский горсуд досрочно освободил его по просьбе адвокатов и сотрудников Госслужбы исполнения наказаний.
Причиной освобождения Суталинова назвали рак почки четвертой стадии и необходимость паллиативной помощи — ее оказывают умирающим больным, которых уже нельзя вылечить. Летом 2022 года в сети появилось современное фото Суталинова.
Атамбаев сидит, силовиков прощают
Алмазбек Атамбаев – единственный экс-президент, чье положение хуже положения его высокопоставленных защитников. Его правление тоже запомнилось давлением на журналистов, правозащитников и оппозиционных политиков.
Баллотироваться на второй срок Атамбаеву запрещал закон, поэтому он «помог» выиграть на президентских выборах своему другу Сооронбаю Жээнбекову. Позже друзья поссорились, и Атамбаева лишили статуса экс-президента. А в августе 2019 года его арестовали и осудили на 11 лет за незаконное освобождение криминального авторитета Азиза Батукаева.
Всего против Алмазбека Атамбаева возбудили одиннадцать уголовных дел. Сейчас суд ведет два производства: в одно объединены дела по кой-ташским событиям 2019 года, по модернизации столичной ТЭЦ, по выдаче лицензии на месторождение Терек-Сай, по легализации преступных доходов и по участкам в селе Кой-Таш. Второе — по июньским событиям 2010 года.
Атамбаев отбывает срок в колонии №27. Его сторонники говорят, что у бывшего президента серьезные проблемы со здоровьем. Власти возражают, что ему «дали все блага, которые возможно предоставить в пределах тюрьмы».
Сегизбаев: узник родного ведомства
Абдил Сегизбаев руководил ГКНБ с 2015 по 2018 годы. Его имя связано с неудавшейся расправой с критиками президента Атамбаева, получившей название «Белизгейт».
В 2016 году депутаты фракции «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев, Аида Салянова и Алмамбет Шыкмаматов выступили против поправок в Конституцию, позволявших Атамбаеву сохранить власть. После этого глава ГКНБ обвинил их в незаконном владении акциями сотового оператора «Мегаком». Депутаты назвали улики «грубой подделкой» и подали в суд, но проиграли, получив обвинительные приговоры по другим делам.
После смены власти и увольнения Сегизбаева выяснилось, что улик, на которые он ссылался, у ГКНБ нет. 25 января 2021 года его задержали за «злоупотребление должностным положением». Помимо этого, экс-главу ГКНБ обвинили в незаконной выдаче жилья, именного оружия и приватизации государственных пастбищ под застройку. Так Сегизбаев оказался в СИЗО родного ведомства.
Как и в случае с Суталиновым, защита просила освободить его в связи с онкологическим заболеванием: 24 марта 2022 года адвокат Кайсын Абакиров сообщил «Клоопу», что у экс-главы ГКНБ рак щитовидной железы. И это снова помогло: 3 апреля Первомайский районный суд Бишкека освободил Абдиля Сегизбаева под подписку о невыезде, выписав штраф на 4 млн сомов.
Жээнбеков отдыхает, силовики бедствуют или прячутся
Сооронбай Жээнбеков правил страной с 2017 по 2020 годы. Помимо острого конфликта с предшественником Алмазбеком Атамбаевым, его правление запомнилось массовым подкупом голосов на парламентских выборах в пользу партий, связанных с президентским кланом.
За три года его пребывания у власти силовики получали тяжелые ранения дважды — при штурме резиденции Атамбаева в Кой-Таше и во время митингов против фальсификации выборов. В ходе последних Жээнбеков подал в отставку, добровольно передав власть тандему Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева.
Сооронбай Жээнбеков после своего ухода получил статус экс-президента. Он гарантирует пожизненное денежное пособие, бесплатную связь, медицинское обслуживание, государственную охрану и госдачу. Привилегиями могут также пользоваться члены его семьи. Привлечь Жээнбекова к уголовной или административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий президента, нельзя. Обыскивать или допрашивать его нельзя тоже.
Неприкосновенность распространяется на все его имущество, в том числе на транспорт, которым Жээнбеков до конца жизни может пользоваться бесплатно. В случае смерти государство будет ежемесячно выплачивать его семье сумму, равную шестикратному размеру его пенсии.
Заниматься политикой и занимать госдолжности экс-президенту запрещено – в противном случае его могут лишить пожизненной материальной поддержки – однако Жээнбеков появляется на официальных мероприятиях с участием президента.
Курманкулову не хватает на лекарства
При штурме дома Атамбаева пострадало 175 человек. Замкомандира спецназа ГКНБ «Альфа» Усен Ниязбеков погиб, а тогдашний начальник Чуйского ГУВД Самат Курманкулов получил ранение камнем в голову и впал в кому, из которой вышел только в через 40 дней. Позже он получил медаль «Эрдик» и звание генерал-майора.
Сейчас Курманкулов на пенсии по состоянию здоровья и не может самостоятельно двигаться. В марте 2022 года он заявил журналистам «Спутника», что генеральская форма поднимает ему настроение.
Но пенсия президентского защитника не идет ни в какое сравнение с пенсией самого Жээнбекова. 1 ноября перед Днем милиции ютуб-канал «Не ври» опубликовал видео, где экс-начальник Чуйского ГУВД просит помощи у государства. По словам Курманкулова, пенсия в размере 21 тысячи сомов не покрывает даже его расходов на лекарства. После видео в соцсетях объявили сбор средств на лечение Курманкулову.
Опумбаев и Джунушалиев: пропавшие без вести
5-6 октября 2020 года в Бишкеке во время разгона протестующих против фальсификации парламентских выборов милиция применила резиновые пули и слезоточивый газ, а граждане закидывали милиционеров камнями. От взрыва дымовой гранаты погиб 19-летний Умутбек Алтынбек уулу.
По данным Министерства здравоохранения, в октябрьских событиях пострадали 1247 человек, 287 из них были госпитализированы. Около 30 человек получили ранения глаз, восемь из них частично потеряли зрение.
Ответить за это должны были глава ГКНБ Орозбек Опумбаев и министр внутренних дел Кашкар Джунушалиев, но после отставки Жээнбекова они бесследно исчезли. На встрече с жителями Баткенской области новый президент Садыр Жапаров уверял, что генералов разыскивают. Однако на допрос их не вызывали и в розыск не объявили.
9 февраля 2022 года генеральный прокурор заявил, что «в отношении бывших министров уголовных дел нет». Где генералы сейчас, неизвестно, но тот факт, что защитникам Жээнбекова приходится скрываться, говорит как минимум о психологическом дискомфорте, в котором они находятся.