Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Раньше вопросы этнического превосходства у нас прилюдно затрагивали лишь отдельно взятые политики и чиновники. Иные открыто признавались, что ставят во главу угла только интересы коренного населения. Семена эти пали на благодатную почву и дали всходы: теперь нацистские идеи озвучиваются на главном телеканале. Недавно в его эфире кыргызстанцев сравнили со львами и шакалами: первые — это кыргызы, а вторые — узбеки, уйгуры, дунгане и прочие «недочеловеки», пишет «МК-Азия».

Иного от государства, где, по иронии судьбы, советником президента по межэтническим вопросам был назначен ярый националист, ожидать не приходится. Эту должность, напомню, одно время занимал нынешний полпред правительства в Иссык-Кульской области Эмильбек Каптагаев, известный своими шовинистическими взглядами. Его считают главным идеологом формирующегося национал-фашизма. Каптагаев обожает муссировать тему российского колониализма, приведшего к восстанию 1916 года, подавление которого Эмильбек Саламатович преподносит как геноцид русских в отношении кыргызов. Речи этого политика находят широкий отклик среди маргиналов, а их по причине упадка уровня образованности в стране становится все больше.

Будучи советником главы государства, Каптагаев заявлял: «Я всегда говорю: «Да, я националист». Каждый человек должен быть националистом. Но необходимо правильно понимать это слово. Националистом не называют того, кто при виде человека другой национальности выходит из себя. Националистом называют человека, болеющего за свой народ, не жалеющего жизни ради своей нации».

В то же время социология определяет термин «национализм» следующим образом: это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

Каптагаев и его приспешники взрастили целую плеяду националистов, которые прикрывают свои противозаконные дела лозунгами о патриотизме. При каждом удобном случае с цепи срываются ультра-националистические группировки типа «Мекен шейиттери», «Кыргыз чоролору» («Кырк чоро») и т.п. Дошло до того, что на «первой кнопке» ведутся рассуждения о величии одной нации и никчемности других.

Честно признаюсь, я не смотрю местные телеканалы по причине их убогости — и в плане качества продукта, и в плане предлагаемых тем. Поэтому сюжет из прошлогоднего декабрьского ток-шоу на ОТРК, на который я наткнулся, просматривая местные информационные сайты, меня откровенно шокировал. На передаче «Тоолуктардын ток-шоусу» («Ток-шоу горцев») ведущий и гость студии рассуждали о различиях между этносами, представители которых проживают в Кыргызстане. Речь толкал председатель Национального союза писателей, общественный деятель и поэт Абдрахман Алымбаев, который пишет свои опусы под псевдоним Баяс Турал. Ведущий, 29-летний Мирхамид Токтогул уулу, поддакивал ему и мерзко хихикал. Полагаю, этот сюжет остался вне поля зрения многих соотечественников, так как передача шла на кыргызском языке. Я перевел его на русский, дабы общественность узнала, какие темы обсуждаются на главном телеканале.

Абдрахман Алымбаев.

— Чему лев учит своего львенка? Как нужно валить буйвола, как догонять антилопу, как охотиться и выслеживать добычу. На своем примере обучает этим навыкам. Когда львенок наберется опыта, [родитель] его отпускает. А чему шакал может научить своего детеныша? Только побираться за львами. Набрасываться стаей и отнимать у них еду. У шакала нет сил на крупное животное, значит, он не может научить охоте своего шакаленка. О чем это говорит? Раз Бог создал его шакалом, он должен любым способом выжить. Шакалу остается лишь идти по пятам за львами, следить, едят ли они где-нибудь буйвола или джейрана. И если шакалы видят, что львов мало, то набрасываются на них скопом, отгоняют и забирают добычу.

Аудитория восторженно аплодирует.

— К чему я привел пример про львов и шакалов? Это как воспитание детей кыргызами и узбеками. До ХХ века как было? Кыргызы были воинственным народом, скотоводами. Знали все о содержании скота: как и когда кормить, поить, как ухаживать за своей лошадью, как подковать перед дальней дорогой, как сидеть на лошади во время битвы. Этому кыргызский народ обучался всегда. Воины могли вырастить детей только воинами… А чему учили своих детей узбеки? Как нужно торговать и обманывать клиента. Обучали премудростям рынка… Что происходит сегодня? Сегодня потомки воинов, иначе говоря, дети львов и тигров, уподобились шакалам. Они учатся двуличности и обману. В психологии детей кочевников произошли изменения, им внушают идеологию самоуничтожения.

Зал снова аплодирует, ведущий жмет гостю руку.

— На вопрос, что и как нужно делать, я отвечу следующее. Кого надо взращивать сегодня из детей кыргызов? Из кыргызского народа выходили великие манасчи и ученые, великие деятели и батыры. Соответственно, сегодня мы должны опять растить таких людей. Ученые человечеству нужны? Нужны. Значит, мы должны растить ученых из детей кыргызов. Еще вчера у нас были богатыри, которые рубили врагов мечами и кололи копьями, а сегодня мы должны растить знаменитых спортсменов. Такое потомство — в крови кыргызов. Это не порода торгашей. Нет, конечно, если у ребенка мать — узбечка, уйгурка или еврейка, из него может получится торгаш… Что мы видим сегодня? Кыргызские девушки выходят замуж за мужчин разных национальностей, и кыргызские парни также женятся [на разных]. Это все равно, что львенок возьмет в жены шакалиху или шакаленок женится на львице.

Ведущий заливается смехом, аудитория аплодирует.

— Что я хочу этим сказать? Если отец — лев, а мать — шакалиха, как они будут воспитывать своего ребенка? Вот в чем главный вопрос. Если и отец, и мать — львы, тогда все понятно. Они научат своего ребенка охотиться на крупную добычу, догонять антилоп и так далее. А если ребенок «смешанный», тогда как быть?

***

Как быть? Этот вопрос теперь задаю себе и я. И как, например, можно назвать великого Чингиза Айтматова, мать которого была татаркой? Исходя из логики Алымбаева и аплодировавших ему зрителей, Чингиз Торекулович — шакал. Если бы Айтматов узнал, кем его считает «коллега», интересно, захотел бы он называться кыргызским писателем?

Мать бывшего премьер-министра Омурбека Бабанова — турчанка. Местные националисты не раз ставили ему это в упрек, заявляя, что страной должны руководить «чистокровные кыргызы». Похоже на высказывания фюрера об «истинных арийцах», не так ли?

Каныкей, супруга национального героя Манаса, имела отнюдь не кыргызские корни. Ее настоящее имя — Санирабига: по разным данным, она была то ли таджичкой, то ли узбечкой. В общем, по логике Алымбаева, далеко не львицей, а значит, и ее с Манасом детей — героев Семетея и Сейтека, — тоже нельзя назвать львятами.

Что уж говорить о тех, кому даже «наполовину» не повезло родиться в львином прайде? Судя по нынешнему разгулу национализма, скоро на них могут объявить охоту как на недочеловеков.

Обычно в любой тревожной ситуации люди, образно говоря, голосуют ногами за свою безопасность: собирают вещи и «валят» из страны. Так в свое время из Кыргызстана «свалили» многие русские и немцы — остались, по большей части, лишь те, кому некуда и не на что уезжать. После трагических событий лета 2010 года, когда в результате межэтнических столкновений на юге погибли сотни людей, из страны выехали многие узбеки. Да что там говорить, если даже состоятельные представители титульной нации, несмотря на все слова о патриотизме, стараются получить гражданство другой страны (обычно российское), хотя в местной кыргызскоязычной прессе их усердно пугают страшилками про скинхедов.

Сюжетами на ТВ, подобными вышеописанному, малограмотные деятели, которых стыдно называть журналистами, пытаются поднять самооценку — как свою, так и родственных душ, численность которых, увы, растет в геометрической прогрессии. Понятно, что после этих сюжетов уровень «патриотизма» у местных нациков просто зашкаливает, а так недолго и «доиграться» до очередной межнациональной резни.

Как подобную мерзость выпустили на экран? Этот вопрос я адресовал экс-гендиректору КТРК Султану Жумагулову, который руководил корпорацией в момент выхода передачи. Меня очень удивило, что авторитетный журналист Жумагулов вообще разрешил запись программы на такую тему.

— К сожалению, я не видел эту передачу, — признался коллега. — Но поскольку она вышла в эфир, когда я был главой КТРК, доля вины лежит и на мне. В передаче нарушены все мыслимые нормы журналистской этики, в частности, положения о недопустимости разжигания вражды по национальному, расовому, социальному и иным признакам. Я знаю ведущего, он хороший журналист, но, видимо, никто не рассказал ему о существовании этих норм. Надеюсь, впредь он не допустит высказываний о превосходстве представителей одной нации над другими.

Нынешний глава телеканала Илим Карыпбеков какое-то время занимал негосударственную должность медиа-представителя: он активно защищал СМИ и журналистов, которые судились с чиновниками. Карыпбеков признался мне, что только недавно увидел обсуждаемый сюжет в социальных сетях.

— Сегодня (разговор состоялся в среду, 13 мая. — У.Б.) я создал служебную комиссию, которая даст оценку этому, — сообщил он. — Я мог бы дать свою, субъективную, оценку, — тем более что услышал замечания от многих коллег, — но мое мнение может повлиять на работу комиссии. Хочется, чтобы она была объективной… Уверяю вас, если комиссия выявит нарушения, виновные понесут ответственность и общественность будет уведомлена об этом.