Чем больше появляется сведений о том, чем занимаются правительства и крупные корпорации, тем меньше к ним доверия со стороны общества. Означает ли это, что теории заговора могут в конечном итоге разрушить демократию?
Что получилось бы, если бы я заявил, что располагаю прямым доказательством того, что высадка на Луне американских астронавтов была фикцией, но мое начальство на Би-би-си не разрешает мне публиковать эти данные, так как само находится под контролем ЦРУ, АНБ и МИ-6? Большинство из вас решило бы, что я окончательно спятил.
Однако для некоторых людей представляется вполне правдоподобным и даже более чем вероятным подобный сценарий: журналист, работающий в крупной вещательной организации, которым управляют тайные силы с целью скрыть важную информацию от публики.
Мы живем в золотой век теорий заговора. Все больше из нас начинают подозревать, что ничего из того, что сообщают нам власти, нельзя принимать на веру. Что истину скрывают или искажают люди, которые облечены властью и влиянием.
Причем в некоторых случаях так оно и есть.
«Дело нечисто»
«Причина, по которой мы сталкиваемся с теориями заговора, состоит в том, что иногда правительства и организации на самом деле ведут скрытую от всех деятельность», — говорит обозреватель газеты Observer и историк Джон Нотон.
Было бы неверным заносить всех сторонников таких взглядов в разряд сумасшедших, плохо приспособленных к обычной жизни, говорит он.
Далеко не все из них безумцы. Тем из нас, которые стараются разобраться в этом сложном мире, приходится просеивать такие теории в поисках рациональных зерен.
Не так давно в Кембриджском университете был начат крупный проект по изучению того воздействия, которое теории заговора оказывают на демократические институты.
По словам Джона Нотона, который является одним из ведущих участников этого проекта, интернет считается той средой, в которой теории заговора распространяются особенно легко и быстро. Однако никаких исследований этого явления по сути дела до сих пор не проводилось.
Он собирается провести сравнение неофициальных версий о событиях 11 сентября 2001 года, которые во множестве циркулируют в интернете, с подобными же теориями об убийстве президента США Джона Кеннеди, которые распространялись до появления интернета.
Подобно другим исследователям, он с большой осторожностью заглядывает в темный мир конспирологии.
«Стоит вам начать разбираться с этими теориями относительно убийства Кеннеди или гибели ВТЦ в Нью-Йорке, как вами овладевает отчаяние, и вы теряете волю к жизни», — сказал Нотон во время своего выступления в Кембридже.
Подобно сэру Ричарду Эвансу, который возглавляет проект «Заговор и демократия», рассчитанный на пять лет, Нотон особо подчеркивает, что целью проекта является не доказательство или развенчание конкретных теорий, а просто изучение их воздействия на культуру и общество.
Почему они так привлекают многих из нас? Подрывают ли они доверие к демократическим институтам?
Дэвид Рансиман, профессор политологии из Кембриджского университета, который также участвует в проекте, стремится развенчать идею о том, что большинство заговоров являются просто результатом путаницы и неразберихи.
«Распространенная точка зрения состоит в том, что существуют некие заговорщики и злоумышленники, которые хорошо знают, что делают, и есть те, кто иногда натыкается на правду, но в целом страдает паранойей и вообще не от мира сего, — объясняет профессор Рансиман. — На самом деле именно такие заговорщики часто сами являются параноиками и авторами безумных теорий о заговорах, потому что в своих попытках скрыть от общественности какие-то неудачи или скандалы они попадают в паутину домыслов, когда потребность в самооправдании побуждает их подозревать существование некоего гигантского заговора, целью которого является разоблачение их собственного заговора».
«Я считаю, что мы видим эту закономерность во множестве политических скандалов, в том числе в Уотергейте», — убежден исследователь.
Заговорщик верит в заговор
Это же может относиться к эпохе пребывания у власти «новых лейбористов» в Британии, которая была отмечена ожесточенной внутренней борьбой и интригами в правительственных кругах, как подтверждает недавно опубликованная книга мемуаров Дамиана Макбрайда — бывшего советника Гордона Брауна.
Заговоры сторонников Брауна с целью устранения с поста премьер-министра Тони Блэра были по большей частью безуспешными, однако в книге Макбрайда рисуется близкая к действительности картина параноидальной и хаотической обстановки в кругу ближайших советников Брауна.
При этом сам Гордон Браун, который известен как большой знаток истории убийства президента Кеннеди, вполне был в состоянии разобраться в том, что такое настоящий заговор.
«Вы начинаете думать, что он верил в существование заговоров против него просто потому, что склад его ума не так уж сильно отличается от склада ума авторов таких теорий», — говорит профессор Рансиман.
Он также намерен расследовать предположение о том, что стремление к большей открытости и прозрачности в общественной жизни приводит не к уменьшению, а наоборот, к увеличению числа теорий о заговорах.
«Вполне может оказаться, что почвой для таких теорий служат не только молчание, но и переизбыток информации. Когда люди получают доступ к огромным массивам информации, это позволяет им доказывать все, что им заблагорассудится.
«Кроме того, не надо быть особым циником, чтобы верить в то, что в эпоху открытости информации власти будут соблюдать особую осторожность в сокрытии того, что они считают нужным скрывать», — говорит он.
А это снова возвращает нас к теме лунных экспедиций. Чтобы избежать каких-либо домыслов в интернете, я должен заявить, что не обладаю никакой секретной информацией о том, были они реальными или выдуманными. Мои контакты в НАСА не так уж надежны.
Впрочем, если бы дело обстояло иначе, разве я в этом бы признался?
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2013/10/131027_conspiracy_theories.shtml