Уголовное дело об убийстве кыргызстанского журналиста Алишера Саипова, приостановленное в 2013 году, возобновлено.
Но близкие корреспондента, который был убит 12 лет назад, не верят, что дело будет раскрыто полностью.
О том, что Генеральная прокуратура возобновила следствие, стало известно из ответа главного надзорного органа Международной ассоциации по защите свободы слова (IFEX).
В письме, которое Генпрокуратура направила этой организации, говорится, что Ошская областная прокуратура 29 августа 2019 года отменила постановление следователя о прекращении дела и возобновила следствие.
Брат покойного Шохрух Саипов расценил возобновление этого уголовного дела как ответ властей страны международной общественности. Понимая, что полностью это дело расследовать навряд ли удастся, он надеется, что будет выяснена причина, по которой убили его брата:
«В официальном ответе Генеральной прокуратуры, направленном международной организации 30 августа, говорится, что дело было возобновлено 29 августа. Тут возникает вопрос, почему до этого не велось расследование. В апреле 2012 года дело уже возобновляли, но в декабре 2013 его вновь приостановили. Нам об этом даже не сообщили. Шесть лет мы не получали никаких известий об этом деле. Два года назад, когда была десятая годовщина гибели моего брата Алишера, мы организовали мероприятие. И тогда мы запрашивали информацию, они нам ничего не дали. Нам сейчас даже не важно, чтобы нашли киллера, который убил моего брата. Но мы хотим знать, кто был заказчиком, и каковы были мотивы этого человека».
Шохрух Саипов отметил, что в момент убийства рядом с его братом находился человек по имени Икбол Мирсаидов. Он выразил надежду, что следствие пригласит и этого свидетеля, чтобы тот рассказал все, что знает:
«Сейчас находившийся рядом с братом свидетель Икбол Мирсаидов не дает никакой информации. Прошло 12 лет, но он ничего не сообщил моим родителям, мне. Я прежде пытался встретиться с этим человеком. Но под разными предлогами он не являлся на встречи. В ходе следствия мы будем требовать, чтобы Мирсаидов был обязательно допрошен. Хотим, чтобы хотя бы в рамках следствия он встретился с нами. Мы далеки от того, чтобы обвинять его. Главное, что бы он пришел и рассказал все, что знает. Иначе каждый раз, как он избегает разговора, закрадываются подозрительные мысли. До этого в ходе следствия выдвигались несколько версий о причинах, по которым был застрелен мой брат. В ходе возобновленного следствия будут озвучены те же версии или предложат что-то новое – вот в чем главный вопрос».
Журналист «Азаттыка» связался с Икболом Мирсаидовым, о котором говорил Шохрух Саипов. Но тот отказался говорить на тему трагедии, случившейся 12 лет назад:
«Если честно, мне очень трудно говорить об этом. Я никого не обвиняю и не виню. Поэтому прошу прощения, но ничего другого сказать не могу».
Правозащитница Азиза Абдирасулова заявила, что хотя и поддерживает намерение властей страны раскрыть это преступление, но не верит, что тайна убийства Алишера Саипова будет раскрыта:
«По этому делу я долго время работала с отцом покойного Алишера Саипова — Авазом Саиповым, который тоже покинул нас. По подозрению в убийстве журналиста были задержан Абдуфарит Расулов, который жил в одном из сел на окраине Лейлекского района и преподавал физкультуру. Но мы знали, что он невиновен. Когда он сидел под стражей, мы встречались с ним. Аваз Саипов, несмотря на то, что болел, приезжал в Бишкек, чтобы помочь оправдать этого парня в Верховном суде. Он объяснял, «не хочу, чтобы сел невиновный, когда настоящий преступник гуляет на свободе». А того парня на самом деле задержали для того, чтобы заявить, что «преступление раскрыто». Конечно, я поддерживаю намерение органов Кыргызстана раскрыто это убийство. Но я не верю, что они поймают настоящих виновников и приведут их в суд. Потому что это было преступление международного масштаба, поэтому виновных и не удается найти».
Алишер Саипов при жизни не боялся освещать острые темы и события, происходившие как в Кыргызстане, так и в соседнем Узбекистане. С места событий он передавал новости 24 марта 2005 года, когда в Кыргызстане случилась революция, а также в мае того же года, когда произошли трагические события в Андижане, публикуя свои заметки в международных изданиях.
Ранее коллеги покойного и ряд наблюдателей заявляли, что за убийством Алишера Саипова стоят спецслужбы Узбекистана.
«Мы с ним работали во время первой революции 2005 года. Он очень много освещал проблемы этнических меньшинств и прав человека. Он был убит в октябре 2007 года. Преступление не раскрыто до сих пор. Мы считаем Алишера жертвой режима Узбекистана. Мы считаем, что это они заслали наемного убийцу. Потому что Алишер имел отношение к политической оппозиции Узбекистана. Так или иначе, для нас это огромная честь – получать орден, который присудило ему жюри премии имени Сахарова. Но также для нас это очень большое горе. Трудная работа – получать такие ордена. Я бы ни одной редакции, ни одному СМИ не пожелал, чтобы на его долю выпадала такая честь», — заявил в феврале 2018 года основатель информационного агентства «Фергана.Ру» Даниил Кислов, который от имени родственников Алишера Саипова получал присужденный погибшему журналисту орден «За мужество».
Генеральная прокуратура Кыргызстана пока не дает официальной информации о том, на каком основании возобновлено расследование этого дела.
По словам медиа эксперта Марата Токоева, Международная ассоциация по защите свободы слова (IFEX) направила свое обращение властям Кыргызстана в июне 2019 года. Там говорилось о том, что убийство Алишера Саипова не раскрыто до сих пор. В этой авторитетной организации, где насчитывается более 100 членов, Кыргызстан представляют два человека.
Марат Токоев расценил возобновление следствия по делу Саипова как дань уважения свободе слова со стороны властей:
«Вообще каким бы ни было нападение на журналиста, такое преступление должно быть раскрыто. Иначе, это оказывает влияние на состояние свободы слова в данной стране. Если есть угроза твоей жизни, то кто захочет работать журналистом? Кто решится освещать острые темы? Возобновление следствия по убийству Алишера Саипова — это ответ на обращение IFEX. Наша страна хочет показать международному сообществу, что уважает свободу слова и защищает журналистов. То, что власти прислушиваются к требованиям международных организаций и обращают на них внимания, это хороший знак. Ведь бывший президент, если помните, говорил, что «требования международных организаций – для нас не указ».
26-летний журналист Алишер Саипов был застрелен 24 октября 2007 года на улице Масалиева в Оше. Преступление произошло в многолюдном месте, около семи вечера.
Местные жители успели заснять на мобильный телефон двух убийц, которые выстрелили в журналиста, и позже их по фотографиям опознали свидетели трагедии.
В официальных сводках сообщалось, что эти двое на фотографиях не являются гражданами Кыргызстана.
Тогдашние власти связывали убийство молодого журналиста с его профессиональной деятельностью.
В 2009 году министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев заявлял, что обнаружен владелец оружия, из которого стреляли в журналиста, и этот человек является членом террористической группировки.
Но после смены власти в 2010 году подозреваемый в убийстве Алишера Саипова человек, которого сначала осудили на 20 лет, был оправдан, так как оказался невиновен. В 2012 году уголовное дело было возобновлено, но через год расследование приостановили.
Журналист Алишер Саипов сотрудничал с такими радиостанциями как Voice of Ameriсa, RFE/RL-Ozodlik, BBC, Mashhad и информационным агентством «Фергана.Ру». В последние годы он занимался выпуском собственной газеты «Сиесат» («Политика»).
У журналиста, который погиб в 26 лет, осталась дочь.
https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_journalist_saipov/30197614.html