Администрация президента вынесла на общественное обсуждение проект Закона «О некоммерческих неправительственных организациях». Документ опубликовали на сайте Кабмина.
В справке-обосновании инициаторы написали, что новый законопроект «создаст прочную правовую базу для […] защиты законных интересов государства от неуставной и незаконной деятельности неправительственных организаций, придаст новое качество развитию гражданского общества в стране».
Инициаторы отметили, что НКО и НПО теперь должны проходить обязательную регистрацию в Министерстве юстиции.
Организации будут полностью контролировать Генпрокуратура и Минюст. Эти госорганы будут иметь право:
- запрашивать у НКО их распорядительные документы;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов, органов госнадзора и контроля, а также у кредитных и финансовых организаций;
- направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях;
- проверять расходование денежных средств и использование иного имущества.
Авторы законопроекта указывают, что большое внимание уделено обеспечению прозрачности при финансировании НКО и НПО, в том числе вводится ежегодная финансовая отчетность. Иными словами, госорганы будут знать источники финансирования организаций и то, насколько они используются по целевому назначения.
Редакция «Клоопа» обратилась к юристам, которые рассказали, чем грозит принятие этого законопроекта.
Практически закон об иноагентах
Юрист Ноокат Идрисов считает, что у предлагаемого законопроекта очень много недостатков.
«Многие нормы этого законопроекта повторяют нормы проекта закона об иностранных агентах, который был инициирован в 2014 году и отклонен парламентом. Просто нет самого понятия “иностранный агент”, а так многие ограничительные нормы взяты из этого законопроекта», – сказал юрист в интервью журналистам «Клоопа».
Юрист считает, что законопроект содержит множество дискриминационных норм для НПО. Например, предусматривает предоставление новых отчетов со стороны НПО Минюсту и Генпрокуратуре, «хотя и называют инициаторы это другим словом – “информацией”».
По словам Идрисова, теперь Минюст и Генпрокуратура могут вмешиваться во внутренние дела НПО – например, проверять и принимать решения, соответствует ли деятельность НПО целям, прописанным в уставе.
«Это противоречит Конституции, в которой есть статья, где говорится, что в Кыргызстане физическим и юридическим лицам разрешено заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Запрещать можно только то, что предусмотрено Уголовным кодексом. У юрлиц, в том числе НПО, должна быть широкая правоспособность. Если они не нарушают запреты, то должны иметь право заниматься чем угодно», – считает юрист.
Идрисов рассказал, что инициаторы также хотят запретить незарегистрированные НПО, что, по его словам, нарушает демократические стандарты регулирования. Он отметил, что есть решение Комитета ООН по правам человека о том, что граждане должны иметь право объединяться и создавать, как формальные – зарегистрированные, так и неформальные – незарегистрированные НПО.
«Очень жесткие меры хотят применить к филиалам представительств зарубежных иностранных НПО, которые в Кыргызстане занимаются общественно-полезной деятельностью и помощью стране в развитии. Хотят, чтобы Генпрокуратура и Минюст имели право просто направить письмо и запретить заниматься той или иной программой полностью или частично», – отметил юрист.
Под особым контролем Генпрокуратуры
Юрист Общественного фонда «Гражданское участие» Айбек Аскарбеков считает, что этот законопроект очень опасен для гражданского общества и неправительственных организаций. По словам Аскарбекова, первое, что бросается в глаза в проекте закона – это контрольные функции Минюста и Генпрокуратуры.
«Минюст и надзорный орган теперь могут полностью контролировать деятельность НКО. Они могут запрашивать дополнительные документы, и отчеты, которые раньше запрашивала только Налоговая служба. Если ты не предоставляешь их в течение одного месяца, то выносится специальное постановление. Если выявили какие-то нарушения, то все это нужно исправить в течение месяца. Конечно, решение можно будет обжаловать в суде, но в конечном счете Генпрокуратура и Минюст смогут ликвидировать организацию через суд», – отметил Аскарбеков.
Аскарбеков рассказал, что теперь госорганы смогут через суд ликвидировать организацию, которая не соответствует требованиям предлагаемого закона, а не выписывать штрафы и пени, как это было раньше.
«Также добавляют новое понятие “неправительственные иностранные организации”. Теперь организации, которые являются филиалом иностранной НПО и находятся в Кыргызстане, тоже должны будут проходить регистрацию. Все это, конечно, есть в процессе регистрации НПО, но именно этим законом они хотят разделить понятие НПО, указать какие формы организаций существуют, что они делают и как их планируют контролировать», – сказал Аскарбеков.
Он отметил, что в первую очередь, под удар этого законопроекта подпадают общественные фонды, ассоциации и объединения, которые занимаются защитой прав и свобод граждан.
«Законопроект очень удручающий и содержит много опасностей. Должен быть баланс между коммерческими и некоммерческими организациями. Здесь непонятно, почему Генпрокуратура должна все это делать [контролировать]. Причем тут Генпрокуратура и некоммерческий сектор?» — задается вопросом юрист.
Аскарбеков настаивает, что организации гражданского общества итак сдают отчеты и являются подконтрольными.
«Финразведка полностью контролирует все переводы, траты, может легко запросить у банков счета, количество денег, проверить отчеты соцфонду, обратиться в статком – вся информация открыта и прозрачна. Тем более, в прошлом году был принят закон о дополнительной отчетности НКО, по которому организации должны показывать, сколько они тратят и куда. А теперь инициировали дополнительный закон, и теперь все эти организации подпадают под еще больший удар», – рассказал Аскарбеков.
По словам Аскарбекова, закон опасен тем, что финансирование НКО будет сокращаться, а также через него возможно усиление давления на свободу слова и объединение граждан.