Впервые в истории медиа КР кыргызстанская телекомпания TV1KG открыла собственный корреспондентский пункт в Чикаго. Это первое СМИ в Кыргызстане, которое вышло на международный уровень.
Kaktus.media поговорил с Равшаном Личаню — руководителем TV1KG, который и придумал рассказать кыргызстанцам о кыргызстанцах в США.
— Как пришла идея создать корпункт на другом конце географии в прямом смысле этого слова?
— В 2022 году с сентября по ноябрь мы со съемочной группой совершили две поездки в Америку. Первоначально мы хотели сделать серию передач American dream и «Лучшие университеты мира». Мы были в Принстоне, Беркли, Колумбийском и других университетах. Там были интервью с нашими студентами, разговаривали с выходцами из Кыргызстана, бизнесменами, преподавателями. Машей Гессен, Григорием Юдиным… И мы поняли, что ситуация назрела. Пора рассказывать о нашей диаспоре, которая набрала силы и стала влиятельной.
Появился спрос на то, что происходит в Америке и о чем не знаем мы. Ранее наши [журналисты] были там только наездами, а вот постоянно присутствовать и говорить о разных темах, а не только о success story, никто не успевал.
— Почему именно там?
— Город логистически удобен и равноудаленно расположен от Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Это позволяет совершать поездки во все стороны. Ну а главное, что в этом городе самая большая диаспора кыргызстанцев — больше 26 тысяч человек.
— Как выбирали журналиста и оператора?
— Мы проводили кастинг и выбирали более чем из ста человек, которые представили свои резюме. У нас сразу были жесткие требования — у кандидата должны быть идеальный английский, кыргызский, а также водительские права. Выиграла наша Марьям, которая знает еще узбекский и турецкий.
Уже в феврале команда вылетела на работу, получив рабочие визы. У них там есть все условия для работы, которая продлится до конца года.
Уже готово несколько материалов, которые очень актуальны. Например, есть интервью с женщиной, которая сбежала из КР в США от домашнего насилия. Муж, сотрудник правоохранительных органов, долго ее преследовал, и она смогла забрать детей туда.
— Какие задачи у журналистов?
— У корпункта есть три основные задачи: рассказывать о жизни диаспоры, о взаимоотношениях между странами, а также о людях из КР в других городах. Третья задача — рассказать о повседневной жизни американцев с точки зрения кыргызстанца: как устроить в школу, попасть в больницу, как работает закон.
Хочу отметить, что в 2022 году более полумиллиона кыргызстанцев участвовали в Green card. Это означает огромный интерес к Америке. Ежегодно растет поток кыргызстанцев, уезжающих в США. Мы также расскажем о легендарных зарплатах водителей траков.
Наших журналистов пригласили на празднование Нооруза. Там будут представители Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и других стран, которые отмечают этот праздник.
В планах также встреча с полномочным представителем КР в ООН Аидой Касымалиевой.
— У вас уже есть много контента. Как реагирует аудитория?
— Зрители высоко оценили нашу работу, Например, рассказ о Денисе Петрашове — нашем пловце, который учится в штате Кентукки. Он показал свою жизнь такой, как она есть.
Мы готовы рассказать и о боксере Алексее Федосееве, и о других. Мы готовим материалы как на русском, так и на кыргызском языках.
Американские кыргызстанцы с удовольствием о себе рассказывают, потому что им важно рассказать о своей жизни без прикрас.
Например, диаспора Чикаго открыла Kyrgyz Community, специально купила для этого дом. И во время осенних баткенских событий они оказали большую помощь.
Им очень обидно, что их не считают патриотами, а они помогают всеми возможными способами.
— Что говорят американские кыргызы о жизни в США?
— Эдиль Касенов из Флориды сказал, что поехал туда, чтобы учиться зарабатывать деньги. Но он хочет вернуться в страну и помогать родине. Он призывает так делать всех.
К сожалению, коренные американцы почти не знают о Кыргызстане: они самодостаточные и им не особо интересно, что происходит вокруг. Так же себя ведут и другие диаспоры. Но мы готовы рассказать всему миру о нас.
Впервые медиа Кыргызстана представлено в США на долгое время. Мы хотим размещать контент на НТРК, которая может помочь больше людей знакомить с жизнью за границей.