Информация о подготовке проекта положения по реализации норм Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» свидетельствует о том, что государственные органы зашли в тупик с подготовкой документа. Об этом Kaktus.media заявили в Институте медиа полиси, комментируя действия Минкультуры по исполнению закона.
По нему без решения суда можно блокировать интернет-страницы СМИ и других ресурсов, а также соцсети. По мнению экспертов, таким образом вводится цензура. Минкультуры сейчас разрабатывает документ, на основе которого будет исполняться закон.
- По требованиям норм закона, положение должно было быть не только разработано, но и принято за три месяца — к 23 ноября 2021 года. Но проект положения даже не разработан, не говоря о том, что он должен быть выставлен на общественное обсуждение, а затем направлен на согласование в министерства и ведомства, после чего — в Министерство юстиции на экспертизу и только потом в кабмин. Все это занимает как минимум еще три месяца.
- Сотрудники Минкультуры в недостаточной мере ознакомлены с предметом Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации», констатировали в ИМП. Предметом закона является недопущение распространения в Интернете недостоверной (ложной) информации.
А что является ею — описано также в самом законе: информация, не соответствующая действительности, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию другого лица.
Закон предусматривает возможность рассмотрения заявления лица, в отношении которого распространена не соответствующая действительности, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию информация. Других вопросов закон не регулирует. В этой связи неясно, почему Минкульт рассматривает вопрос об образовании некоего центра мониторинга. Проведение мониторинга сети Интернет не предусмотрено законом.
«Особую озабоченность вызывает необходимость тесной работы по реализации данного закона с правоохранительными органами (МВД, ГКНБ), поскольку якобы здесь имеются вопросы терроризма, национальной безопасности. Но этот закон регулирует лишь вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации. Закон не предусматривает регулирование вопросов защиты нацбезопасности», — отметили в ИМП.
Мы также в недоумении, как можно 50-70 человек задействовать в решении спора по защите чести и достоинства между частными лицами, при том что статья 18 Гражданского кодекса КР предусматривает возможность защиты чести и достоинства в судебном порядке.
ИМП напоминает, что источники финансирования должны были быть определены до принятия закона, как того требует Конституция, но до сих пор Минкультуры не назвало источники. Соответственно, одна из норм Конституции нарушается.
Министерство финансов отказалось от участия в рабочей группе. Возникает вопрос почему. И разве так можно?
Институт медиа полиси обращает внимание на то, что по статье 23 Конституции КР недопустимо ограничение прав подзаконными актами.
«То, что рассказывает представитель Минкультуры сейчас о том, как будет рассматриваться и удаляться информация с сайта, является ничем иным, как ограничением прав человека, которое априори не может быть ограничено положением кабмина», — подчеркивает ИМП.
Институт меди полиси считает, что невозможно разработать механизм реализации Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации», поскольку сам закон не соответствует нормам Конституции и взятым страной обязательствам по международным договорам.