— По 3G и по 4G. Вы не могли рассказать в общем, как идет продвижение этих проектов. Что в этом направлении делается?
— В принципе, решение о выдаче частот для мобильных сетей 3G (third generation) было принято достаточно давно — в 2007 году. Сейчас сотовые операторы начали внедрять данные технологии и работать в тестовом режиме. Внедрение 3G означает то, что идет установка дополнительного оборудования к тем базовым станциям, которые у них уже стоят в Бишкеке.
Единственный момент, который остался, — это то, что постановление об изменении условий предоставления разрешений сотовым операторам на услуги 3G лежит в правительстве. Данное постановление вносит некоторые изменения в условия предоставления лицензий. В частности, там сотовым операторам предлагаются некоторые условия, непрофильные для них, заменить на их денежный эквивалент.
— Сотовые операторы могут проводить внедрение до того, как поставят новые условия?
— Я думаю, да. Мы этим сейчас занимаемся.
— Это изменение подготовлено и находится на рассмотрении правительства?
— Да.
— А Жогорку Кенеш должен утверждать?
— Нет. Это было постановление правительства и поэтому надо внести изменения только в постановление правительства.
— На какой стадии находится внедрение 3G у сотовых операторов? Сколько станций было установлено?
— Вот чем отличается 3G от 2G? На языке связистов он отличается шириной используемой полосы. Если 2G использует 25 мегагерц, то 3G — 75 мегагерц. Соответственно, чем шире полоса, тем скорость передачи данных выше. Ну и отсюда — больше скорость Интернета и других приложений, которые требуют большей скорости, видеоконференции и IP-телевидение. Хотя наши операторы не планируют эту услугу, но в сетях 3G можно передавать телевидение. А для этого, естественно, необходима более широкая полоса, т.е. большая скорость.
То есть нужно какое-то новое оборудование?
— Нет, в принципе они дополняются. Сейчас «базовые станции» работают в 2-х полосах частот 2G 900 и 1800 МГц. Теперь это все продолжает работать, но дополняется 3-й полосой частот. Таким образом расширяются возможности мобильной связи. Это очередной шаг.
1G — это было NMT 450. До нас он просто не дошел. Он использовался в других странах раньше, чем у нас появилась мобильная связь.
2G — это то, что мы сейчас видим. Вы может быть и не заметили, но до 3G уже были промежуточные 2,5 и так далее.
Что касается 4G, то такое название применяют на жаргоне, на самом деле это означает широкополосный доступ.
Раньше передавали в основном речь по сетям мобильной связи, сейчас все больше и больше трафик переходит на передачу данных: изображения, видео, Интернет и так далее. И весь этот «ком» нарастает. Все время требуется все большая скорость, и, соответственно, больше полоса. Поэтому называется широкополосный доступ. Главное достоинство то, что используется широкая полоса, и, соответственно, более высокая скорость передачи данных.
— Какая скорость и частота?
— Частота совершено разная. В Кыргызстане, если собрать всех операторов, кто использует частотный спектр, то мы используем в совокупности что-то около 300 мегагерц. Для широкополосного доступа в регламенте радиосвязи есть 5 статья «Таблица распределения частот». Если по этой таблице пройтись, то для широкополосного доступа там около 4000 мегагерц в разных полосах используется. Обычно начинает 2,5-2,7 ГГц — этот диапазон, который более или менее освоен.
Сейчас те операторы, которые получили частоты, начнут включать 3,4-3,8 гигагерц. Японцы еще где-то 5 лет назад освоили спектр частот в 23 гигагерц.
— Внедрение идет только в Бишкеке?
— Мы стараемся направлять операторов в регионы, но они тоже сначала должны получить прибыль, а потом идти дальше. Поэтому естественно все начинают с Бишкека.
— А есть ли необходимость внедрять в регионах, если там передача различных данных не столь популярна?
— Я думаю, что внедрение 3G скорее всего будет только в Бишкеке, Оше и других крупных городах, возможно, на Иссык-Куле.
— Сколько станций было усовершенствовано под 3G?
— Это лучше спросить у самих операторов. Но, чтобы в Бишкеке было нормальное покрытие сетями 3G, нужно столько же базовых станций, сколько они имеют на данный момент.
— У них есть сроки внедрения 3G?
— Мы им давали срок 5 лет. По условиям договора отчет времени считается после выделения частот. Некоторые частоты были заняты старыми радиорелейными линиями связи (РРЛ), поэтому частоты выдавались не в 2007 году, а позже. Тот диапазон, который им нужен под 3G, только-только освободили и то не везде. Освободили Чуйскую область. То есть там, где в первую очередь необходимо.
— ГАС КР подготовлен новый законопроект «О связи». Расскажите основные моменты нового закона.
— Старый закон был принят в 1998 году 7 марта Жогорку Кенешем, а подписан в апреле 1998 года. Уже 12 лет прошло. Естественно, многое изменилось. Во-первых, появились новые технологии. Но это не самое главное. У нас появилось гораздо больше операторов, чем было тогда. Тогда у нас было 2-3 оператора. Сейчас появилось очень много операторов, и усложнились взаимоотношения между ними — технические, регламентарные, финансовые.
И вот эти все вещи нужно более подробно прописать в законе. Собственно вот этим мы и занимались. Поэтому очень долго мы обсуждали раздел, который посвящен межсетевым взаимоотношениям.
Вторая проблема, которую мы тоже очень серьезно и очень долго обсуждали – обеспечение связи в регионах. В конце концов пришли к общему мнению. Дело в том, что не во всех регионах связь прибыльна. А туда, где не прибыльна, естественно, оператор не пойдет. Есть мировая практика, что делать в таких случаях. Либо государство субсидирует, но это не наш вариант получается. Либо создается некий фонд за счет тех же операторов и из этого фонда финансируется деятельность того или иного оператора в определенных населенных пунктах в горах. Там, где связь получается очень дорогая и нерентабельная, т.е. если доходы получаются меньше, чем расходы, то из этого фонда компенсируется разница.
— Сколько у нас таких отдаленных сел?
— Тут опять надо проследить историю. Лет 5-7 назад операторы говорили, что за пределами Бишкека нерентабельно работать. Оказалось, рентабельно. Просто пока не попробуешь, не узнаешь. Осталось около 200 с чем-то сел, которые не охвачены связью.
Вот если этот закон пройдет, в этих селах будут созданы центры доступа. Может, оказаться, что они нерентабельны. Если нерентабельны, то связь там будет финансироваться из фонда.
— А фонд будет при Госагентстве связи?
— Мы очень не хотим, чтобы при нас был этот фонд. Лучше всего, чтобы фондом командовали сами операторы. Может, со стороны государства, граждан, операторов какой-нибудь наблюдательный совет будет. У нас сейчас это модно.
— А что написано в законе?
— В законе просто написали, что создается фонд. Главную скрипку будут играть операторы. Раз они по закону будут складываться денежку, то лучше них контролировать распределение никто не сможет.
— А сейчас закон на какой стадии? Он сейчас снова на рассмотрении?
— Мы в принципе включили его в список первоочередных законов, которые будут рассматриваться на заседании Жогорку Кенеша. Сейчас он находится в Министерстве транспорта и коммуникаций, Готовится его окончательная редакция.
— По поводу антимонопольного регулирования именно операторов связи. Функции так и остаются за антимонопольным органом?
— Здесь я уже высказывал свою точку зрения в разных инстанциях. В 1997 году создали Национальное агентство связи как регулирующий орган в области связи. Но антимонопольные функции были сохранены за антимонопольным органом. Они постоянно запрашивали информацию у нас, мы им готовили. Процесс разрешения споров между операторами затягивался.
В 2004 году внесли изменения в закон о естественных и разрешенных монополиях. Там говорилось, что раз в отрасли связи есть специальный регулятор, то принцип «единого окна» и должен существовать. Данный орган, то есть Агентство связи, и регулирует все отношения. Поэтому мы придерживаемся такого мнения.
— Если это утвердят, то вы будете его регулировать?
— Если это утвердят. Над этим законом мы года 4 активно работали. Мы — это Агентство связи, Минтранском, Ассоциация операторов связи и 24 компании, работающие в этой отрасли. А также профессиональные организации, которые занимаются законодательством в нашей отрасли, — ГИИП. Также привлекали специалистов из ассоциации защиты прав потребителей. То есть обсуждение и разработка закона были со всех сторон. Кроме этого, мы несколько раз обсуждали законопроект на различных уровнях. Потом мы попросили ЕББР прислать эксперта, который готовил в десятках стран такие законопроекты.
— У нас есть три выхода в сеть Интернет через Казахстан. Был ли проект тянуть Интернет из Китая?
— Дело в том, что Кыргызстан — горная страна. Поэтому было выгодно и можно было быстро строить магистрали связи с помощью радиорелейных линий. Если бы трафик в сетях сохранился на уровне, как при СССР, то нас бы устраивали релейки. За последние годы мы многократно нарастили цифровые возможности РРЛ. Общий километраж — порядка 3 тыс. км — это довольно серьезно. Но каждый раз оказывалось, что не успели нарастить, и этих мощностей уже не хватает. В этом плане оптоволоконные сети имеют гораздо большую пропускную способность или, как говорят, более широкополосные. И поэтому, конечно, выходы на международные каналы связи надо иметь именно широкополосные или высокоскоростные, хотя у нас есть и спутниковые выходы, и радиорелейные на другие страны. Но, тем не менее, без оптоволоконных линий связи мы не сможем обеспечить требуемый внешний трафик. До сих пор у нас было 3 выхода через Казахстан. Это были каналы ОАО «Кыргызтелеком», Saima Telecom и «ЭлКат».
Естественно одной из причин дорогого Интернета в республике стало то, что мы его дорого получаем. Единственный путь решить эту ситуацию иметь несколько выходов через разные страны. Поэтому уже сейчас есть оптоволоконные выходы на Китай через Иркештам, на Узбекистан, только что проложили на Таджикистан. И мы еще планируем на будущее второй выход на Китай через Торугарт и второй выход на Таджикистан. Мы интересуемся Таджикистаном, потому что мы надеемся выйти через них на Афганистан, Иран, Пакистан, Индию и другие страны. Но это будет зависеть уже от них, потому что мы свою часть работы уже завершаем. Таким образом мы не только с разных сторон можем получать Интернет, но и сделать республику транзитным узлом передачи данных. Мы можем соединить север — Россию и юг — Индию, а также восток — Китай и запад — Узбекистан и далее. Пока что строительством оптоволоконных магистральных линий занимается только ОАО «Кыргызтелеком».
Кроме того, важно не только подключиться к соседним странам и сбить цену, но и соединить север Кыргызстана с югом. Пока что у нас север и юг не соединены оптоволоконным кабелем. Надеемся в следующем году это завершить. Сейчас идет строительство канала, соединяющего юг и север страны. Соединение с Китаем сейчас идет только в тестовом режиме. Но возможность того, что у нас появится Интернет через Китай, уже привела к снижению цен со стороны Казахстана.
Чтобы быстрее завязать все оптоволоконные каналы в один узел, мы сказали, что готовы запустить других операторов для постройки каналов. После этого ОАО «Кыргызтелеком» начал шевелиться. Если все будет нормально, то к концу следующего года север и юг будут связаны оптоволоконной магистралью.
Кроме того, если мы дальше хотим развиваться и ввязываемся в международные дела и хотим пропускать международный трафик, мы должны соответствовать некоторым требованиям по безопасности и надежности. И одно из требований — это резервирование, т.е. резервный канал должен быть. Поэтому следующий этап — это прокладка оптоволоконного канала Бишкек-Торугарт. И я всем говорю «Давайте, беритесь все, кто хочет».
— Когда уже должны были закончить прокладку кабеля в Китай через Иркештам?
— В принципе уже должны были закончить. Возникли некоторые трудности, связанные с условиями прокладки кабеля. И сейчас это устраняют.
— Вы даете лицензию только одной компании?
— Мы стараемся давать лицензии всем желающим. Если дать 2-3 операторам для одного проекта, то это резко приведет к ускорению работы. Мы можем давать лицензии без ограничений, но здесь капиталоемкая отрасль и не каждый сможет. Но пару конкурентов надо.
— Когда начнется прокладка кабеля Бишкек — Торугарт?
— В следующем году начнется. И потребуется год-два. Если построим Торугарт года через 3, мы будем готовы стать транзитной страной.
— В Китае Интернет дешевле?
— В Китае как вы знаете все дешево и Интернет тоже. Просто качество хуже, но зато по цене гораздо дешевле. Но надеюсь, это временно. Пока то, что мы получаем с России и Казахстана, по качеству лучше.
— Как работает выход через Узбекистан?
— С Узбекистаном выход есть, но там проблема не столько в коммуникационных делах, а в чем-то другом. Там только нормированный объем трафика пропускают и все.
— А Таджикистан?
— Что касается Таджикистана мы сделали выход через Баткен и проектируем выход через Сары-Таш в Горный Бадахшан. Далее ждем работу наших коллег из Таджикистана. Мы очень заинтересованы в том, чтобы выйти через Таджикистан на южные страны, и тогда у нас бы появился транзитный узел.
— За счет каких средств «Кыргызтелеком» реализует эти проекты?
— Скорее всего, за заемные. То, что занимаются деньги, это обычное дело, все так делают. Главное, что это не под гарантии правительства, а бизнес-проект.
— А что по поводу беспроводного Интернета?
— Так вот, чтобы это было, сначала надо сделать магистральные сети. Пока не будет магистралей, ничего остального не будет. Сейчас говорят о цифровом вещании, но, чтобы доставить большое количество ТВ-программ до передатчиков по всей республике, надо чтобы была широкополосная магистраль и лучше — оптоволоконная. Это все должно быть связано с помощью оптики — вот чего мы сейчас и хотим.
Это можно сравнить со строительством дорог. Скоростная дорога, например, имеет по 16 полос. От этой дороги отходят 3-4-полосные дороги. Там, где можно сделать с помощью оптики, скорее всего и будут с помощью оптики. И затем уже от этих дорог мы должны построить качественные дороги до каждого потребителя.
Сейчас прокладка оптоволокна в цене почти сравнялась с «релейкой». Вот это уже следующий этап. То есть до каждого района должна быть создана достаточно скоростная дорога. Потом уже до каждого потребителя должна быть построена скоростная дорога. Тогда будет все ок. Нельзя сказать, что вот введем и все. Проблемы не решатся. На самом деле проблема состоит из целого ряда взаимосвязанных задач. И решая одну задачу, нельзя забывать про другую. Поэтому параллельно мы пытаемся сделать это все: и оптику прокладывать, и широкополосный доступ развивать, и телевидение тоже развивать.
— Была информация, что с 1 января 2011 года сим-карты будут продавать только по паспортам. Это действительно так?
— Мы отрабатывали это несколько лет тому назад. Но вопрос так и остался. Сейчас вопрос — как это сделать. Там еще прорабатывается закон о СОРМ и еще целый ряд проблем. В том числе кража телефонов. Если все телефоны будут зарегистрированы, то их кражи прекратятся, так как их нельзя будет продать.
— Расскажите про законопроект о СОРМе?
— Система нужна в целях нашей же безопасности. Но нужно подробно расписать кто, что и как делает и в каком случае. Никто не против. И операторы не против, и соответствующие службы не против. Но это все должно быть прописано законодательно.
— А вы видели этот законопроект?
— Нет, пока не видел.
— По поводу цифрового телевидения. Насколько оно будет доступно всем?
— По крайней мере, соцпакет будет доступен всем. То есть, это ряд программ телевизионных и звуковых, за который платят государство или региональные организации. Но все остальное операторы развивают на свое усмотрение. Они могут делать либо платные, либо бесплатные каналы. Оказывается, им тоже выгодно делать бесплатными часть каналов. В той же Литве государство дало лицензии двум операторам и дало им около 40 программ. Государство обязало их 6 программ сделать бесплатно, но сейчас у них 14 каналов в открытом режиме.
— У нас будут выдавать частоты на конкурсной основе?
— Мы хотим на конкурсной основе выделять частоты.
— Как реализуется проект цифрового телерадиовещания в Баткенской области?
— В Баткенской области вещается 6 программ. Главная проблема перехода на цифру заключается в том, что у людей нет приставок к телевизорам, то есть население пока не может смотреть цифровое вещание. Когда у 80% населения будут ресиверы, можно будет отключать аналоговое вещание.
— Как идет работа в других областях?
— Мы ждем постановления правительства об одобрении проекта «Государственная программа перехода на цифровое вещание в Кыргызской Республике». В этом проекте мы подготовили программу перехода на цифровое вещание по всей стране и положения конкурса. Как только правительство даст отмашку, мы начнем внедрение по всей стране.
— Когда должно завершиться внедрение цифрового телерадиовещания по всей стране?
— По срокам все должно закончиться к 17 июня 2015 года, по крайней мере, в приграничных зонах. Нам самим выгодно это быстрее сделать, потому что вещание в аналоговом и цифровом формате одновременно невыгодно.
— Когда мы должны будем отключить аналоговое вещание согласно международным договоренностям?
— Если наше аналоговое вещание никому не мешает, мы можем использовать его хоть до окончания века. Там, где мы мешаем, мы должны будем выключить вещание в 24:00 часа 17 июня 2015 года.
— Спасибо за интервью.