Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Власти Кыргызстана заявили, что в рамках борьбы с коррупцией за последние четыре года государству был возмещен ущерб более чем на 20 млрд сомов. Причем большая часть этих средств была перечислена в бюджет страны.

Как известно, за этот период был задержан ряд бывших и действующих чиновников, а также бизнесменов. Но некоторые из них после возмещения ущерба смогли выйти под домашний арест или подписку о невыезде, а в судах часть из них отделалась штрафами.

И среди общественности КР вокруг этого процесса, который прозвали «кустуруу» или «кустуризация» (термин, означающий задержания политиков и бизнесменов с последующим возмещением ими ущерба государству – прим. ред.), возникает множество вопросов.

Более 20 млрд сомов за четыре года

По данным Минфина КР, с 2020 года по февраль 2024 года включительно на депозитные счета правоохранительных и надзорных органов в виде добровольного или принудительного возмещения ущерба, нанесенного государству, поступило 20 млрд 455 млн сомов.

Из этой суммы большая часть, а именно более 14 млрд сомов, была направлена в государственный бюджет, а остальное перечислено в Стабилизационный фонд КР. Других подробностей ведомство не предоставило.

Советник президента КР Чолпонбек Абыкеев считает, что борьба с коррупцией в республике будет только усиливаться и затронет, в том числе, уровень взяточничества на бытовом уровне:

 

Чолпонбек Абыкеев.
Чолпонбек Абыкеев.

«Обучение народа и общества быть законопослушными и жить в соответствии с законом неизбежно сопровождается подобными трудностями. Общество не очистится, пока не будет проведена борьба с коррупцией и не будут задержаны многие люди. На сегодня эта борьба ведется системно. Я и до этого говорил, что «из-за реформ вы будете плакать, в том числе кровавыми слезами, потому что проводить реформы сложно». По мере усиления реформ борьба будет становиться более интенсивной. Потому что наше общество ранее привыкло к беззаконию. И если сейчас проводится работа по искоренению коррупции на государственном уровне, то следующим шагом будет борьба с мелкими коррупционерами на бытовом уровне»

В то же время среди общественности КР остаются вопросы к процессу, который прозвали «кустуруу» или «кустуризация». Так, экс-секретарь Совета безопасности КР Омурбек Суваналиев в интервью «Азаттыку» отметил, что данный процесс должен быть прозрачным и осуществляться через судебные решения:

 

Омурбек Суваналиев.
Омурбек Суваналиев.

«Мы не должны верить всему, что говорит ГКНБ. Потому что это предварительное следствие. Когда дело дойдет до суда, что будет там и какими будут цифры? К примеру, всех тех, кто был задержан в связи с [Камчы] Кольбаевым, отпускают. А сколько и как они выплатили, неизвестно. В развитых странах такое делается открыто. Через суд их отправляют тюрьму, и потом уже они возмещают ущерб. В данном случае нельзя заниматься пиар-кампанией. Надо проводить суды открыто, чтобы все видели как и откуда они воровали».

Довести процесс наказания до конца

Согласно данным Верховного суда КР, в 2023 году было рассмотрено около 750 дел, связанных с коррупцией, и в половине случаев уже были вынесены приговоры. В итоге осуждены 410 обвиняемых, а более 100 оправданы. Причиненный государству ущерб оценили в 186 млн сомов, из которых в ходе досудебного производства взыскали около 55 млн сомов и примерно 9 млн было возмещено в ходе судебных разбирательств.

Академик, бывший депутат Жогорку Кенеша Жамин Акималиев согласен, что есть вопросы в связи полученными в рамках борьбы с коррупцией средствами и тем, что подозреваемые во взяточничестве выходят на свободу:

 

Жамин Акималиев.
Жамин Акималиев.

«Действительно, борьба с коррупцией ведется жесткая. 20 млрд сомов, которые якобы были возмещены в рамках «кустуруу», это очень большие деньги. Но тут возникает вопрос о том, как на что уходят эти деньги. Было бы хорошо, если эти средства использовались бы для улучшения жизни людей, борьбы с безработицей и ростом цен, а также, безусловно, в таких приносящих пользу народу направлениях как развитие производства. Вот на это надо обратить внимание. Во-вторых, меня очень беспокоит, что задерживаемые с шумом преступники, мафиози и коррупционеры выходят сухими из воды, лишь заплатив некие суммы. Коррупцию не искоренить, если процесс наказания не будет доведен до конца. Виновным не должно все сходить с рук, их надо привлекать к ответственности. Вот тогда разбогатевшие за счет коррупции поймут и извлекут для себя урок».

В конце января генеральный прокурор КР Курманкул Зулушев на пресс-конференции сообщил, что в 2023 году было проведено около 8 тысяч прокурорских проверок в связи с искоренением коррупции и выявлено около 20 тысяч правонарушений. По его словам, к служебной и административной ответственности привлекли тысячи провинившихся, а в пользу государства взыскали 740 млн сомов наличными и более 11 млрд сомов в натуральном виде.

В мае 2023 года председатель Госкомитета национальной безопасности Камчыбек Ташиев заявил о начале второго этапа борьбы с коррупцией отметив, что он будет сложнее, чем первый. Вскоре после этого на заседании кабмина он ответил на критику по поводу перевода под домашний арест подозреваемых в коррупции и пояснил, что меру пресечения меняют лишь тем, кто возместил государству ущерб и сотрудничает со следствием.

Только силы и давления недостаточно?

Между тем, экс-глава НТРК Илим Карыпбеков считает, что исключительно силой искоренить коррупцию невозможно:

 

Илим Карыпбеков.
Илим Карыпбеков.

«Если сейчас спросить у людей о том, «как ведется борьба с коррупцией», они, вероятно, ответят, что «очень хорошо, самым лучшим образом». Мы же видим, что тех или иных задерживают, мол, «брал [взятки], воровал, незаконно обогащался» и потом проводят «кустуруу». И большинство из них – богатые люди. В какой-то степени это создает антагонизм между состоятельными слоями населения и неимущими, то есть ситуацию, которая приведет к разделению общества. Появляется негативное отношение к зажиточным и подозрения о том, что любой мало-мальски хорошо живущий человек, скорее всего, разбогател незаконно и его надо посадить [за решетку] могут перейти в привычку. Но ни к чему хорошему это не приведет, так как богатые будут пытаться вывезти свой бизнес из страны. И этот процесс уже начался, так как не секрет, что наши бизнесмены начали вести дела в других странах и получают там неплохой доход. Один только пример: дети Салымбекова недавно открыли в Ташкенте самый крупный кинотеатр Центральной Азии. Да, могут сказать, что это большая страна и поэтому открыли там. Но, мне кажется, что если бы в нашей стране процессы были бы ясными и понятными, то подобные объекты они открывали бы и у нас.

Подобные вещи пугают состоятельных лиц. Наша власть сейчас борется с коррупцией, опираясь лишь на силу, оказывая давление и организуя «кустуруу». Но ни одна страна не смогла полностью искоренить коррупцию силой. Развитые государства поняли, что с коррупцией надо бороться последовательно и системно, устранив пути и возможности ее возникновения. И в основном это реализовывалось через транспарентность. Только тогда борьба с коррупцией стала эффективной. Конечно, среди тех, кто оказался в жерновах «кустуруу», есть и те, кто заслужил это. К примеру, кто скажет, что задержание Райымбека Матраимова было неверным решением? Все скажут, что это правильно. Но в этом конвейер ведь оказываются и невинные люди».

В ноябре 2023 года президент КР Садыр Жапаров заявил, что коррупция в стране искоренена на 90%. В результате, по его словам, с 2020 года размер госбюджета увеличился в три раза. Однако он не уточнил, каким именно образом определялся уровень искорененной коррупции.

В январе 2024 года стало известно, что Кыргызстан за 2023 год ухудшил свои позиции в Индексе восприятия коррупции международной организации Transparency International, заняв 141 место среди 180 стран. Кыргызстан набрал в рейтинге 26 баллов из 100 и оказался на одной строчке с Гвинеей, Россией и Угандой. По итогам 2022 года Кыргызстан был на 140-м месте с 27 баллами. В докладе организации отмечается, что КР из оплота демократии с динамичным гражданским обществом всего за четыре года превратилась в авторитарное государство.

https://rus.azattyk.org/a/32884512.html