Апеллируя к «эффекту Вертера», и в очередной раз вызывая интерес к нездоровому явлению, чиновники почему-то не боятся получить «эффект Стрейзанд».
Роспотребнадзор разместил на своём сайте проект рекомендаций для СМИ по особенностям освещения информации о случаях самоубийства:
«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в части принятия решений в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства (постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101), в рамках своих компетенций последовательно проводит мероприятия по исполнению норм законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Вызывает опасение широкое освещение в СМИ случаев самоубийств. Так, репортажи с материалами о самоубийстве размещаются на первых полосах печатных и электронных изданий, оформляются с использованием крупного шрифта и указанием на суицид в заголовке, иллюстрируются фотографиями жертвы и места трагедии.
В то же время Всемирная организация здравоохранения выступает за взвешенное освещение проблем суицида в СМИ, поскольку «особенности освещения в СМИ случаев самоубийств могут оказать влияние на лиц с суицидальными наклонностями» (руководство ВОЗ для специалистов средств массовой информации «Превенция самоубийств», 2000).
В этой связи, Роспотребнадзором с участием ведущих специалистов, занимающихся научной и практической разработкой вопросов суицидологии и информационной безопасности детей и подростков, подготовлен проект рекомендаций для СМИ по особенностям освещения информации о случаях самоубийства и размещен на сайте службы для предварительного ознакомления и последующего обсуждения».
.
В своей пояснительной записке федеральная служба почему-то ссылается на опыт западных стран XVIII века, посвятив всю страницу «Страданиям юного Вертера», написанного Гёте в 1774 году, а также одноимённому эффекту, изучающего влияние дурных примеров на массовое сознание. Интересно было бы в этой связи понять, какой эффект на неокрепшие умы оказывает произведение великого русского классика А.Н. Островского «Гроза», и стоит ли нашим психологам начать изучение «эффекта Катерины», «синдрома Кабанихи», «расстройства Тихона», «Феклушиной дезориентации»?
Как отмечают специалисты Роспотребнадзора, публикации в СМИ о суицидах «могут провоцировать подражающие самоубийства в соответствующей возрастной или социальной группе, часто называемые «эффектом заражения».
В связи с этим, журналистам не рекомендуется ставить материал о самоубийстве на первую полосу издания, избегать подробностей о личности погибшего, эмоциональности, шутливого и пренебрежительного тона, а также оценочной позиции о совершенном поступке.
В пункте «Как следует сообщать о факте самоубийства» Роспортебнадзор советует:
«Предоставляйте сбалансированную картину жизни умершего, описывая проблемы наряду с успехами и победами;
Подчеркивайте, что суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем, наркотиками, многие из которых поддаются лечению;
Предоставляйте информацию о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, в том числе телефоны психологической помощи («телефоны доверия»);
Предоставляйте информацию о распространенности и признаках, предупреждающих о самоубийстве;
Публикуйте истории о том, как индивиду удалось справиться с трудностями, избежав суицидальных действий, в том числе благодаря своевременной психологической и социальной поддержке и лечению».
.
Досадным упущением выглядит отсутствие в списке совета — какую стоит прочитать молитву, а также в какого цвета одежде следует при этом быть (угол наклона бровей при прочтении тоже не помешал бы)».
В заключении Роспотребнадзор резюмирует:
«Предупреждение самоубийств представляет собой весьма непростую, но выполнимую комплексную задачу, решение которой возможно при взаимодействии различных структур общества (государственные органы, социальный сектор, учреждения образования, охраны правопорядка, здравоохранения, религиозные организации, СМИ).
Важное значение имеет характер освещения СМИ проблемы суицида и конкретных случаев суицидальных актов. Специалисты СМИ могут и должны внести свой вклад в осознание обществом проблемы самоубийств и формирование реалистичных, не искаженных предрассудками представлений о самоубийстве, а также способствовать распространению образовательной информации о депрессии, признаках суицидального риска, способах психологической помощи и лечения психических расстройств, предоставляя информацию о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.
Следование рекомендациям в подаче материала о суицидах поможет минимизировать вред, не приводя к отказу от освещения проблемы самоубийств в целом».
.
Федеральная служба почему-то не уточняет, как поступать СМИ, представляющим силовые структуры, где публикации о самоубийствах выходят, как правило, без купюр, а также о перепечатках с этих сайтов. Например, случай, который можно назвать курьёзным, произошёл с саратовским изданием «Свободные новости» — осенью прошлого года они получили уведомления от Роскомнадзора о необходимости внесения изменений в четырех новостях сайта. Часть информации, рекомендуемой к удалению, была получена корреспондентами из официальных источников, в частности с сайта региональной прокуратуры.
Кроме того, 2 октября руководитель управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций федерального Роскомнадзора Вадим Субботин обвинилсаратовскую прессу в «издевательствах». Причиной стала публикация интернет-портала Sarbc.ru о попытке школьницы покончить с собой:
«11 сентября в Саратове из дома на Пензенской была госпитализирована 16-летняя девочка. Одиннадцатиклассница (согласно ст. 15 закона об информации, СМИ запрещено размещать сведения о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства) из-за (согласно ст. 15 закона об информации, СМИ запрещено размещать сведения о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства)».
.
19 февраля 2015 года издание «Православие и мир» получило письмо Роскомнадзора с предупреждением. Ведомство уведомило редакцию о том, что в размещенной на портале 20 февраля заметке «В Москве покончили с собой двое онкобольных» есть нарушения. В письме говорится, что Роспотребнадзор счел запрещенным описание способов самоубийства (прыжок с высоты и повешение) и причины самоубийства. В том числе у ведомства были претензии к предложению: «Жена погибшего объяснила, что ее муж страдал от постоянной боли из-за онкологического заболевания и часто говорил, что устал от болезни». Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сказал, что ведомство действовало на основании решения Роспотребнадзора, который решает, признать ту или иную информацию о самоубийстве запрещенной или нет. Роскомнадзор является только исполнителем, пояснил он.
В ст. 15.1 федерального закона «Об информации» говорится, что интернет-сайтам запрещено публиковать информацию о способах совершения самоубийства, а также призывы к совершению самоубийства. О причинах совершения самоубийства в документе не говорится. В соответствии с постановлением правительства от 26 октября 2012 года №1101, контроль над этим осуществляет Роспотребнадзор.
И подобных случаев было (и ещё будет) по всей стране не один десяток.
Мы не случайно упомянули об «эффекте Стрейзанд» в самом начале статьи. Как вы помните, после претензий к Википедии со стороны Роскомнадзора относительно статьи «Кокаин», посещаемость последней возросла в десять раз. Неужели госведомства не понимают, что обтекаемые формы повествования не помогут в профилактике борьбы с суицидами, а сомнительные запреты как раз и загоняют людей в депрессию, не говоря уже о том, что регулярно в прайм-тайм вещают и показывают на отдельных федеральных каналах ТВ.