Взрыв в питерском метро — страшная трагедия и для России, и для всего остального мира. Кыргызстан не просто сочувствовал «старшему брату» и оплакивал погибших, но и даже испытывал чувство вины, ведь по сообщениям спецслужб РФ виновником взрыва оказался уроженец Кыргызстана, хотя и гражданин России.
ФСБ России сработала очень быстро и нашла причастных к взрыву. На территории РФ были задержаны лица, связанные с ИГИЛом и другими террористическими организациями. И все они были выходцами из Центральной Азии.
Все о взрыве в питерском метро читайте здесь
Федеральные СМИ постоянно сообщают о том, что задержаны выходцы из Кыргызстана и других центральноазиатских стран. К тому же они пытаются анализировать — почему именно в этих республиках появляются террористы.
Ярким примером тому стал аналитический материал журналистов российского Первого канал, который вышел в вечерней программе «Время» 23 апреля. С ним вы можете ознакомиться.
Многие кыргызстанцы после просмотра данного материала оказались, мягко говоря, обескуражены самим сюжетом и выводами, которые были сделаны. Чего добиваются российские СМИ? Что сама Россия хочет в вопросах миграции и сотрудничества с Кыргызстаном? Как себя чувствуют те кыргызстанцы, которые работают в России? Стоит ли закрывать границы между государствами с помощью виз? Надо ли лишать гражданства тех, кто когда-то поехал в Сирию, а после вернулся обратно?
Zanoza.kg решила поинтересоваться у экспертов, в чем смысл подобных сюжетов.
Григорий Михайлов, экс-руководитель экс-шеф-редактор Среднеазиатской редакции, шеф-редактор ИА REGNUM по Костромской области России.
Сюжет Первого канала в первую очередь ориентирован на российского зрителя и только во-вторую является сигналом в адрес Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
Относительно телезрителей посыл прост — «Россия стоит перед террористической угрозой. Частично она исходит из Средней Азии — региона, который становится опасным. Закрыть въезд мигрантам пока нельзя — на это нет политического решения, но, вероятно, стоит усилить паспортный контроль и ввести дополнительные проверки въезжающих».
Для официального Бишкека, Ташкента и Душанбе подобные сюжеты неприятны — истории о том, как страна становится рассадником терроризма, звучащие в прайм-тайм крупнейшего телеканала, бьют по репутации властей, даже если критика в их адрес и не содержится.
Надо признать — в Кыргызстане действительно живут люди с террористическим прошлым. Некоторые из граждан, вероятно, станут членами экстремистских организаций в будущем. Условия для этого в стране есть — бедность, слабое образование, отсутствие социальных лифтов, коррумпированость и неэффективность правоохранительных служб, отсутствие национальной идеи, нерешенные межэтнические противоречия и нарастающий кризис ресурсов в ферганской долине. Не стоит забывать о нарастающих идейных противоречиях между различными толкованиями ислама в стране.
В последние годы Кыргызстан сменил статус — ранее страна была перевалочной базой для представителей экстремистских движений, где было можно купить паспорт, пройти лечение и найти оружие. Теперь это еще и страна, в которой можно вербовать боевиков.
Сложившаяся в регионе ситуация волнует не только Россию. Беспокоится и Пекин. Китайские власти сильно тревожит радикализация среднеазиатских уйгуров и возможность их появления на китайской территории — на помощь сепаратистам в СУАР. И это не пустые слова — китайские силовики же несколько лет отрабатывают самостоятельно, а также совместно с погранслужбами среднеазиатских стран реагирование на попытку прорыва границ группами экстремистов.
Китай уже проявлял раздражение политикой кыргызских властей — обычно сдержанный посол в Кыргызстане после взрыва смертника у здания диппредставителльства в Бишкеке заявил: «Мы связались с кыргызской стороной и потребовали, чтобы они приняли все необходимые меры для обеспечения безопасности китайских граждан, и организаций и провели расследование инцидента».
«Потребовали». Вчитайтесь в формулировку и поймите — Китай выдвинул ТРЕБОВАНИЯ Кыргызстану обеспечить безопасность. Раньше подобных высказываний китайские дипломаты себе не позволяли. Во всяком случае — публично.
Нынешние сюжеты по ТВ можно проигнорировать. Можно списать на попытки найти внешнего врага. Основана проблема для самого Кыргызстана в том, что, как минимум, большая часть озвученных в сюжете фактов — правда. Угроза налицо, и с ней нужно бороться.
Возможно еще усерднее и эффективнее чем раньше.
Эдиль Осмонбетов, политолог
Вопросы, поднимаемые в материале, важные и на них надо искать ответы. Но надо учитывать и интеграцию между странами, которая сейчас бурно происходит. Успешный залог объединений — это четыре свободы: перемещение товаров, капитала, услуги трудовой силы. Россия, в первую очередь, сама в выигрыше от интеграции и притока мигрантов, потому что это развитие экономики, культуры и прочих сфер. Сейчас время геополитической турбулентности, в которой страны ищут союзников. РФ ищет союзников в геоплитике. Она рассматривает Кыргызстан в качестве такового. При этом российские СМИ ведут обычную медиа-войну. Но не задаются вопросами, почему некоторые получают так быстро российское гражданство? Стоит ли всех грести под одну гребенку? При этом доказано, что большинство людей вербуются ИГИЛ (запрещенная организация, — прим. Zanoza) именно в России. Страны должны объединятся в борьбе с общим врагом.
Игорь Шестаков, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир»
От некоторых российских СМИ меня начинает коробить. То, что сейчас они делает, смахивает на истерию по одному человеку. Делать обобщающие выводы в отношении всего региона по нескольким людям — не объективно. Безусловно, нельзя отрицать проблем в миграции из КР в Россию. Если подумать серьезно о том, что будет закрыты миграционные ворота, то этот поток хлынет в другие страны. Вообще журналисты должны показать и другую сторону миграции — тех людей, которые поехали в другую страну, чтобы просто заработать. Терроризм — общая угроза. Я бы призвал российскую сторону не создавать барьеров, не утрировать, а сообща бороться с проблемой. Интеграция необходима, а в России надо больше внимания уделять именно легализации мигрантов. ИГИЛ выгодна такая ситуация, какая есть сейчас, и они ею пользуются. А Россия и Кыргызстан должны стать единым фронтом в борьбе с ИГИЛ.