3 мая – Всемирный день свободы прессы. В Кыргызстане отмечают улучшение ситуации в области свободы слова, однако некоторые считают, что хвастать особо нечем.
Недавно международная организация «Репортеры без границ» представила доклад, в котором Кыргызстан занял 85 позицию среди 180 стран мира в Индексе свободы прессы в 2016 году. Отдельные лица связывают это с изменением отношения властей к СМИ.
Журналист, депутат Жогорку Кенеша Жылдыз Мусабекова отметила, что сейчас никто не преследует журналистов:
— По пятибалльной шкале я оценила бы свободу слова в Кыргызстане на четыре. Мы добились свободы, журналисты пишут на любую тему, говорят, никто их не «закрывает» и не преследует. В 2008-2009 годы на журналистов нападали, били их. Сегодня такого нет.
Для сравнения: в том же рейтинге Таджикистан занимает 150 место, далее идут Казахстан (160), Узбекистан (166) и Туркменистан (178).
Однако эксперты напоминают, что Кыргызстан не должен сравнивать себя с этими странами, необходимо равняться на развитые демократические страны. Медиа-эксперт Нарын Айып считает, что сегодняшняя ситуация отличается от той, которая наблюдалась в недавнем прошлом:
— Пропаганда — она такая. Если с утра до вечера на государственных телеканалах говорить, что «все хорошо, все прекрасно», то и общественность начнет думать, что все у нас хорошо. Чтобы ты не говорил властям, они сразу вспоминают Бакиева, о том, как убивали в те времена, а сегодня такого нет. По этому критерию они оценивают ситуацию. Разве для давления нужно обязательно убивать? Об этом может даже не идти речи. Конечно, сейчас ситуация по сравнению с временами СССР, правления Акаева и Бакиева получше. В 2010 году обещали предоставить абсолютную свободу слова, заявляли, что ОТРК станет общественным каналом, что не будет государственных телеканалов. Нет такого. И откуда тогда в Кыргызстане будет свобода слова?
Эксперты ожидают усиление давления на свободу слова, в пример они приводят проект закона об иностранных агентах, факт смены владельца Издательского дома «Вечерний Бишкек».
«Скандал вокруг «Вечернего Бишкека» называют хозяйственным, однако власти просто отобрали издание. В Кыргызстане была единственная газета со своей типографией, но и ее уничтожили», — отметил Нарын Айып.
Специалисты говорят, что и выезд оппозиционного политика, публициста Урана Ботобекова, и иск президента на 2 миллиона сомов к журналисту Дайырбеку Орунбекову как психологическое давление на свободу слова.
Свобода и ответственность
Глава общественного фонда «Прогресс» Адиль Турдукулов заявил, что не только государственные, но и частные телеканалы переходят в одни руки:
— Сначала забрали самые важные телеканалы. Государству перешло «ОшТВ». «Башат ТВ» и «7 канал» оказались в руках провластных лиц. Телеканалы «Сентябрь», НТС и «Пятый» поубавили критику властей. В ОТРК, который обещали сделать общественным, растет так называемый «черный список». Здесь вообще не показывают оппозиционеров или критикующих власти. А если решат критиковать другие каналы, то прокуратура, МВД или ГКНБ пригрозят или возбудят уголовное дело. В результате большая часть СМИ используется властями в качестве своей трибуны.
Отдельные представители СМИ считают, что порой журналисты под свободой слова понимают безответственность. Корреспондент Азамат Абсатаров подверг критике работников пера, которые переходят рамки:
— В Кыргызстане есть свобода слова. Однако многие не могут это правильно использовать и частенько переходят границы. Некоторые журналисты вмешиваются в личную жизнь людей,издеваются, задевают достоинство. Потом в судах кричат о давлении на свободу слова. Если есть свобода слова, должна быть и ответственность. Мы, по возможности, должны приводить информацию в соответствие с международными стандартами.
В апреле Государственный департамент США опубликовал доклад за 2015 год, в котором отметил ухудшение ситуации со свободой слова. Министерство иностранных дел отметило, что ситуация не была глубоко изучена, а документ преследует геополитические интересы.