Политик Равшан Джеенбеков прокомментировал задержание директора канала Next TV Таалая Дуйшенбиева. Джеенбеков — владелец этого телеканала.
«ГКНБ хочет сажать в тюрьму не только Таалая. Он хочет сажать на примере Таалая всех свободных журналистов, свободу слова, несогласных», — говорит Джеенбеков.
Политик Равшан Джеенбеков был в оппозиции и при правлении Алмазбека Атамбаева, и при правлении Сооронбая Жээнбекова. Оппонирует он и президенту Садыру Жапарову. За более чем 10 последних лет он не раз сталкивался с давлением и задержаниями.
«Власти сажали журналиста, редактора газеты “Алиби” — моего отца. Дважды сажали меня. Под следствием и судом мои близкие и родные. Теперь они взялись за Таалая — директора Next», — сказал Джеенбеков.
Он попросил оказать поддержку задержанному журналисту и бороться за свободу.
«Вот что я скажу как опытный, дважды отсидевший политзаключенный — НЕ БОЙТЕСЬ! Свобода стоит [того, чтобы] за нее бороться. Стоит за нее сидеть в тюрьме. Стоит жертвовать многим, даже своей свободой и жизнью. Так ведь было, так есть, так будет. Всех не посадят!!!» — обращается политик.
До этого Джеенбеков рассказывал, что Госкомитет национальной безопасности несколько месяцев оказывал давление на него для закрытия телеканала Next TV. Он даже обратился в соцсетях к главе ГКНБ, предлагая снова задержать себя, но не преследовать журналистов.
Почему задержали Дуйшенбиева?
О задержании директора Next TV Таалая Дуйшенбиева стало известно ночью 3 марта. Об этом сообщили журналисты, информацию подтвердили в ГКНБ.
По версии спецслужб, телеканал Next TV через соцсети распространил «ложную информацию о якобы достигнутой договоренности об оказании Кыргызстаном военной помощи России в ходе специальной операции на территории Украины». Но журналисты процитировали заявление бывшего руководителя спецслужбы Казахстана Альнура Мусаева, которое позже опровергло Минобороны Кыргызстана. Телеканал опубликовал цитаты Мусаева в своем фейсбуке и телеграме.
Адвокат Акмат Алагушев сообщил, что директора телеканала Таалая Дуйшенбиева задержали по статье «Возбуждение межнациональной вражды».
«Я считаю неправильным остановку эфира. Информация вышла из другого источника, который не имеет никакого отношения к телеканалу. Не было никакой необходимости опечатывать [офис] и останавливать эфир», — считает адвокат Алагушев.
После в ГКНБ допрашивали сотрудников издания — Перизат Саитбуркан кызы и Омурбека Сатаева.
«На допросе у меня спросили про деятельность Next TV, про источники финансирования и про Равшана Джеенбекова (владельца телеканала). При этом по уголовному делу вопросов вообще не задавали», — рассказывала Перизат.
Медиасообщество выступило в поддержку задержанного Дуйшенбиева.
«Считаем атаку на Next TV продолжением попыток подавить свободу слова в Кыргызстане! Журналисты Temirov Life, Кактус медиа, Next TV стали мишенями для беспрецедентного давления силовиков, препятствующих журналисткой деятельности, защищенной законами Кыргызской Республики», — сообщает Медиасообщество.
Давление на СМИ в Кыргызстане
Власти страны поднимают старые инициативы об иноагетах и блокировке за распространение ложной информации. У офисов независимых СМИ происходят митинги, журналистов задерживают, а их аккаунты пытаются взломать.
Все это говорит о растущем давлении на СМИ из-за их деятельности.
С преследованием и давлением столкнулись журналисты-расследователи Temirov Live — за ними следили, шантажировали, им угрожали и возбуждали уголовные дела.
Было возбуждено уголовное дело из-за статьи «Кактуса», в которой цитировалась версия Таджикистана о конфликте на границе.
У офисов «Кактуса» и «Клоопа» проводили митинги, в которых участвовали порядка 15 человек. Был задержан сторонник Адахана Мадумарова, блогер Мирлан Ураимов — за комментарий, который он, по его словам, не оставлял. Его соцсети взломали.
Пытались взломать соцсети журналистов «Клоопа», «Кактуса», «Апреля», Temirov Live. Поджогом угрожали изданию «Т-медиа».
Кроме того, «Клооп» проанализировал данные за последние пять лет и выяснил, что за нападения и давление на журналистов в Кыргызстане почти никого не наказывают.
Журналистов оскорбляют, им угрожают, разбивают аппаратуру, портят машины, поджигают и обыскивают офисы. Их бьют по голове арматурой, душат, сбивают с ног и таскают по земле. Почти все нападения происходят в рабочее время или касаются их профессиональной деятельности.