Сотрудник ГКНБ и гендиректор ИА 24.kg Асель Оторбаева. 15 января 2024 года.
Законопроект «О средствах массовой информации» в очередной раз был снят с повестки заседания парламентского комитета. Тем временем Первомайский районный суд Бишкека рассмотрел и отклонил ходатайство информагентства 24.kg о допуске к опечатанному офису редакции.
О законопроекте
Законопроект «О средствах массовой информации», инициированный администрацией президента КР, подвергся критике на заседании Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша. Было отмечено, что он скопирован с российского закона, а некоторые его положения препятствуют деятельности журналистов.
Депутат Жанар Акаев раскритиковал закон «О СМИ», сказав, что в нем содержатся положения, которые ограничивают деятельность журналистов, и предложил снять его с повестки дня комитета. Депутат отметил, что проанализировал документ и обнаружил, что он на 95% списан с российского.
«Журналистам придется пройти аккредитацию в каждом госучреждении каждой области. Я проанализировал законопроект. Он на 95% был списан с российского законодательства. Некоторые статьи скопированы на 94-98%. Такой документ принимать нельзя. Кабинет министров прав, говоря, что журналисты должны нести определенную ответственность. Никто не против этого. Однако надо отрегулировать моменты о том, что надо проводить аккредитацию, выдавать удостоверения», – сказал Жанар Акаев.
В заседании комитета участвовал министр культуры, информации, спорта и молодежной политики Алтынбек Максутов.
Максутов попросил кабмин поддержать концепцию законопроекта и пообещал учесть предложения медиасообщества и депутатов.
«По поводу аккредитации мы учли и на других заседаниях комитета. Мы вносим изменения. Если мы сейчас примем концепцию, то во втором и третьем чтениях мы учтем ваши предложения и внесем их», – сказал он.
Если законопроект, регулирующий медиасферу Кыргызстана, будет принят в этой редакции, журналисты должны будут проходить аккредитацию во всех государственных учреждениях. Другими словами, создаются условия, что любое государственное учреждение в любой области может не аккредитовать журналиста и не предоставлять информацию. Это противоречит одной из главных задач журналиста – получать ответы на злободневные вопросы.
Об изменениях в законопроекте «Азаттыку» рассказал заместитель министра Чынгыз Эсенгулов, представлявший его в комитете. По его словам, предложенный в законопроекте вопрос аккредитации журналистов может быть отменен. Однако министерство поддерживает перерегистрацию всех СМИ.
«Представителей СМИ и депутатов волнует вопрос аккредитации. Для посещения даже небольшой больницы или учреждения журналисту необходимо получить аккредитацию. Это написано в немного некорректной форме. Мы рассмотрим. Что касается перерегистрации, мы считаем, что веб-сайты должны быть зарегистрированы в Минцифры. Мы поддерживаем перерегистрацию ТВ и радио, журналов и газет в Минюсте», – сказал Эсенгулов.
Некоторые аналитики, ознакомившиеся с законопроектом, предупреждают, что в случае его принятия, есть риск, что свободные СМИ могут не перерегистрировать под разным предлогом. Они также отмечают, что ограничения содержат и такие общие понятия, как «злоупотребление свободой слова».
По мнению медиаэксперта Марата Токоева, действующий закон «О СМИ» обеспечивает условия для работы журналистов, можно внести лишь некоторые дополнения, касающиеся ответственности и использовать его в дальнейшем.
«Действующий закон полностью обеспечивает условия для работы СМИ. Что касается ответственности, то можно внести дополнения. Адаптировать его под онлайн-издания. Нет необходимости в дополнительном законе, регулирующем деятельность журналистов», – считает медиаэксперт.
Законопроект, который уже несколько раз снимают с повестки заседания парламентского комитета, был принят 30 января сразу в двух чтениях.
Законопроект, регулирующий деятельность журналистов, обсуждается и вызывает споры с 2022 года. Международное сообщество не раз публиковало заявления, призывающие власти Кыргызстана учитывать мнение медиасообщества при принятии закона о СМИ. Но власти повторяют, что в стране есть свобода слова и они будут ее защищать.
24.kg: офис опечатан, журналисты работают дистанционно
6 февраля Первомайский районный суд Бишкека рассмотрел и отклонил все три ходатайства информационного агентства 24.kg. Адвокат просил суд признать незаконным: недопуск следователем адвокатов при обыске в офисе информагентства, запрет сотрудникам на доступ в офис для осуществления профессиональной деятельности, отбор подписки о неразглашении материалов дела. Суд рассмотрел ходатайства в закрытом режиме.
Судьи Миран Шерматов и Турат Бекенов не нашли нарушений в действиях следователя и отклонили ходатайства адвоката.
Адвокат Нурбек Сыдыков добавил, что решение может быть обжаловано в Бишкекском городском суде.
«Суд рассмотрел три ходатайства. О незаконности подписки о неразглашении директора ИА «24.kg» Асель Оторбаевой, о недопуске адвокатов в офис во время обыска и решения следователя об отказе доступа сотрудников редакции в офис для осуществления профессиональной деятельности. Сейчас офис информационного агентства 24.kg опечатан и закрыт. Суд не удовлетворил эти ходатайства».
6 февраля медиаорганизации, СМИ, правозащитники, медиаэксперты и журналисты Кыргызстана направили обращение председателю ГКНБ Камчыбеку Ташиеву и призвали его открыть офис ИА 24.kg.
Прошло более 20 дней с тех пор, как спецслужбы опечатали офис и забрали оборудование ИА 24.kg. Гендиректор информагентства Асель Оторбаева выступила с открытым обращением к главе ГКНБ Ташиеву в связи с ситуацией, складывающейся вокруг редакции. Ответа на последовало.
В прошлом месяце Спецслужба провела обыск в офисе редакции ИА 24.kg, забрала оборудование и допросила редакторов. В отношении редакции возбуждено уголовное дело по статье «Пропаганда войны», следствие продолжается.
Асель Оторбаева написала на своей странице в «Фейсбуке» о последних событиях вокруг редакции и отметила, что журналистов фактически лишили права на профессию и на работу. По ее словам, сотрудники агентства вынуждены работать дистанционно из-за того, что офис опечатан. «Это создает массу неудобств и проблем», – написала она.
«При этом я не могу дистанционно исполнять свои обязательства перед госорганами и партнерами. Следователь изъял у нас технику, печать, документы, телефоны. Нам ничего не вернули до сих пор. И судя по всему, возвращать не собираются.
Следователь ГКНБ отказал мне в удовлетворении ходатайства о снятии опечатывания с редакции. Он прислал отписку, ведь более-менее аргументированного ответа, почему нам нельзя работать в нашем же офисе, найти в целом многотысячном Государственном комитете национальной безопасности не смогли», – написала Асель Оторбаева.
В открытом обращении к главе ГКНБ Асель Оторбаева отметила, что закрытие офиса препятствует профессиональной деятельности журналистов и они не могут выполнять свои обязанности в полной мере.
«При этом у них есть семьи, которые надо кормить и содержать, у многих сотрудников есть обязательства по кредитам. Ограничение работы агентства может сказаться на своевременном исполнении обязательств, оговоренных контрактами, о начислении и выплате сотрудникам 24.kg заработной платы», – написала она.
Все документы, печати и соглашения остаются в опечатанном офисе. Редакция не выполняет своих обязательств перед налоговой службой и соцфондом. Все это грозит штрафами. Уходят рекламодатели. У редакции не останется средств. «Наши некоторые рекламодатели признаются, что их заставляют расторгать с 24.kg договоры», – написала она.
Обыск в редакции ИА 24.kg ГКНБ провел 15 января. В ведомстве сообщили, что обыск был проведен в рамках уголовного дела по статье «Пропаганда войны» УК КР.
В качестве свидетелей по этому делу проходят гендиректор Асель Оторбаева и шеф-редакторы издания Махинур Ниязова и Антон Лымарь. Спецслужба не уточнила, на основе каких материалов возбуждено уголовное дело.
«Никогда журналисты 24 кг не пропагандировали войну, никогда не имели цель вызвать агрессию одной страны против другой», – отмечает гендиректор редакции ИА 24.kg.
ГКНБ До сих пор не удовлетворил просьбу дать разрешение на открытие офиса и освобождение из-под ареста имущества редакции ИА 24.kg. Как пишет издание, в письме главного следственного управления спецслужбы не указано, почему запрос руководства редакции был отклонен. Было лишь упомянуто, что по данному делу проводятся необходимые следственные действия.
«Расследование дела можно продолжить и без закрытия офиса»
Нурдин Дуйшенбеков, председатель общественной организации «Журналисты», отмечает, что открытие офиса или возврат оборудования могут затянуться до завершения расследования и суда. По его словам, это может привести к тому, что материалы и расследования, собранные журналистами до этого, не будут опубликованы.
«По имеющейся у нас информации, дело было возбуждено на основе опубликованной статьи. Кроме того, она была размещена в интернете и в социальных сетях. На ней как на юридическом документе нельзя поставить печать. Поэтому какая была необходимость забирать [компьютеры]. В офисе осталась техника, необходимая журналистам. Это влияет на качество материалов. Во-вторых, в этих компьютерах могут быть данные, статистика, часть материалов, которые собирались в течение нескольких недель или месяцев и не имеют никакого отношения к возбужденному делу. Это тоже усложняет работу. Очевидно же, что бухгалтерские дела и печати не имеют к этому делу никакого отношения. Если приобщат к делу в качестве доказательства, то могут не отдать до завершения расследования. Фактически 24.kg – одно из серьезных, видных и сильных информагентств. Оно уже много лет непрерывно предоставляет достоверную информацию. Оно играет важную роль как в стране, так и в информационной среде, похоже, что мы можем его лишиться».
Журналист Аскер Сакыбаева напоминает, что дело о закрытии властями свободного медиа окажет серьезное влияние на состояние страны. Она считает, что можно было бы продолжить расследование и без закрытия офиса редакции.
«К сожалению, в последнее время со стороны правоохранительных органов мы видим лишь демонстрацию силы. Это не всегда хорошо заканчивается. Особенно, когда речь заходит о СМИ, они хотят показать свое главенство, препятствуют их работе, создается впечатление, что они хотят постепенно их всех распустить и уничтожить. Конечно, судьба коллег агентства 24.kg заставляет нас всех задуматься. Возможность того, что нечто подобное может свалиться на голову любого СМИ и в любой момент, мы видим на каждом шагу», – сказала Аскер Сакыбаева.
Ранее ряд международных организаций выразили обеспокоенность массовыми арестами журналистов и допросами руководителей ИА 24.kg. Они направили обращение к властям Кыргызстана, призывая защитить свободу слова и право граждан свободно выражать свое мнение. Представители медиаорганизаций провели встречу в Бишкеке и раскритиковали массовые аресты и допросы журналистов. Они отмечают, что давление на свободу слова и преследование журналистов противоречит Конституции страны.
Независимый журналист Мирлан Дуйшенбаев считает, что в стране нет ограничений свободы слова и напоминает об ответственности.
«Свободу слова не следует понимать в абсолютном смысле. Если мы будем ее так воспринимать, начнем так ею пользоваться, то в стране наступит охлократия, хаос и неразбериха. Если разрешить писать и распространять все, что захочется и не принимать никаких мер, то Кыргызстан ничем не будет отличаться от джунглей. Раз уж мы правовое государство, живем по Конституции, то нужно дать правовую оценку журналистской деятельности, принять меры. То же самое происходит и по отношению к агентству 24.kg. Если оно действовало против закона, то оно понесет ответственность в рамках закона, если же за этим стоит политика и это действительно попытка остановить работу агентства, то и это вскоре станет известно», – сказал Дуйшенбаев.
Президент Садыр Жапаров 19 января в интервью государственному агентству «Кабар» об агентстве 24.kg сказал, что расследование продолжается и дела должны рассматриваться в соответствии с требованиями закона.
Глава государства напомнил об ответственности каждого гражданина Кыргызстана перед законом и подчеркнул, что журналисты и блогеры несут ответственность за достоверность распространяемой информации.
Он сказал, что в Кыргызстане есть свобода слова, но напомнил о необходимости соблюдения законов, касающихся СМИ.
«Мы поддерживаем качественную расследовательскую журналистику. Но в большинстве случаев блогеры заняты передергиванием фактов, делают из мухи слона или же прибегают к манипуляциям и будоражат общество. Их материалы должны подкрепляться фактами, а не домыслами, они должны нести информацию, а не слухи. Мы за плюрализм мнений в обществе, но мы против развала государства, то есть против свободы без ответственности. Наша свобода должна защищать интересы Кыргызстана», – сказал глава государства в интервью.
Жапаров отметил, что даже в развитых демократических странах существуют ограничения для тех, кто использует свободу слова в каких-либо политических целях, для создания нестабильности в обществе, поэтому необходимо принять необходимые меры для защиты национальной безопасности в Кыргызстане.
В ноябре прошлого года Международное партнерство по правам человека (IPHR), и Фонд правового процветания (LPF) опубликовали доклад, в котором было отмечено, что в КР давлению и преследованиям подвергаются критикующие власть гражданские активисты, журналисты и блогеры.
Учитывая ситуацию вокруг издания Kloop, агентства 24.kg, массового ареста 11 журналистов, можно предположить, что ситуация в этом направлении будет ухудшаться.