Вооруженное столкновение на кыргызско-таджикской границе стало очередным поводом вспомнить о важности и роли независимых СМИ и представителей гражданского общества в кризисных ситуациях. Журналисты самостоятельно проверяли факты, доносили их до общественности, публиковали фото и видео, помогали аудитории разобраться в том, что происходит в Баткенской области. Однако, несмотря на внешнее благополучие, ситуация со свободой слова вызывает обеспокоенность медиаэкспертов.
Тему в эфире «Перекрестка» обсуждали исполнительный директор Фонда «Сорос-Кыргызстан» Шамиль Ибрагимов и страновой менеджер регионального проекта «Устойчивость и взаимодействие с разнообразной информацией для динамичной среды (REVIVE)» в Кыргызстане, журналист Айсулуу Текимбаева.
«Азаттык»: Последние события на границе показали, как важно подавать полную, проверенную информацию о том, что происходит. В Кыргызстане гражданский сектор, медиа более или менее развиты, хотя и существуют определенные угрозы. Я имею ввиду судебные процессы, в которых фигурируют активисты, журналисты и блогеры.
Во время и после столкновений военных на кыргызско-таджикской границе в социальных сетях и медиа ведутся дискуссии, защитники той или иной точки зрения пытаются донести свое видение до мировой общественности. В экспертной среде высказываются мнения, что представители гражданского общества КР были более активны, и связывают это с тем, что в Кыргызстане больше свободы. Хотя сейчас трудно об этом говорить. Шамиль, каково ваше мнение по этому поводу?
Шамиль Ибрагимов: Это не просто результат свободы, это достаточно активная работа по поддержке новых медиа, блогеров, свободных независимых СМИ. Здесь свою роль сыграли различные международные организации, которые финансировали обучающие проекты — как работать с информацией, как проводить фактчекинг. Сейчас это [конфликт] зачастую сопровождается большим количеством недостоверной информации, откровенной ложью. Бороться с этой напастью можно только с помощью фактчекинга.
Фактчекинг – это тот самый элемент, который всегда вызывал раздражение со стороны властей в отношении медиасообщества, потому что фактчекеры «руку набивали» как раз на расследованиях о коррупции, различных заявлениях политиков, которые не всегда соответствовали действительности. Эта способность складывалась очень давно. Если мы, например, читаем таджикские паблики, то видим, что там, в Таджикистане, власти понимают это. И вдруг они озаботились и захотели поднять свой потенциал до такого же уровня. Но это просто так не делается. Это выстраивается годами, выстраивается широкая прослойка людей, которые занимаются фактчекингом, которые знают стандарты журналистики, стандарты перепроверки различных данных. Все эти моменты достаточно глубоки. Когда мы говорим, что это все — результат свободы, это звучит так, будто эта свобода нам просто так дана и что мы такие от природы свободолюбивые и имеем то, что имеем потому что мы такие молодцы. Нет.
«Азаттык»: На самом деле это титанический труд…
Шамиль Ибрагимов: Мы имеем то, что имеем, не благодаря позиции и воле властей, а вопреки, скорее. Не будем далеко уходить: Болот Темиров — один из основоположников фактчекинга в Кыргызстане, сегодня его пытаются посадить на пять лет в тюрьму по совершенно надуманным причинам. И это после того, как они работали по фактчекингу в отношении главы спецслужб Кыргызстана. Поэтому когда мы говорим, что это результат свободы, да это так, но приходится драться, отстаивать эти свободы.
«Азаттык»: Айсулуу, вы сейчас работаете в региональном проекте, касающемся медиа. По вашему мнению, какова сейчас в Кыргызстане ситуация со свободой слова?
Айсулуу Текимбаева: Я на самом деле горжусь нашими коллегами — как было
четко сработано независимыми медиа, как четко люди на местах принимали решения, что они должны делать. В первую очередь то, что они делали: докапывались до истины теми возможными средствами, которым они обучились и которые у них есть. Роль независимых медиа, независимых журналистов в таких ситуациях ровно в этом и заключается – не участвовать в бессмысленных перепалках, не унижать людей по любой из принадлежности, не использовать язык вражды, а просто собирать информацию, документировать и делать фактчек.
Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы сказать, что у нас вызывает огромную озабоченность то, что происходит со свободой слова. То, что молодого блогера задержали, его отвезли в больницу из-за проблем с сердцем, то, что осудили директора Next ТV, то, что происходит с Болотом Темировым…
Сейчас для властей как раз время понять, что независимые медиа и СМИ — это еще и гарант национальной безопасности. То есть они стоят на том, чтобы отстаивать национальную безопасность. Каким образом? Качественно информируя, готовz качественные материалы и делая фактчекинг.
«Азаттык»: О силе гражданского общества в Кыргызстане свидетельствует не только работа медиа, но и быстрая самоорганизация, реализация помощи баткенцам, волонтерство. Шамиль, если помните, во время одной из наших с вами бесед вы озвучили достаточно яркую фразу: Могущество государства заключается не в силе ее армии. Одна из составляющих силы государства — это свобода слова и сильное гражданское общество.
Шамиль Ибрагимов: Если ковырнуть в историю достаточно глубоко, наша природа взаимоотношений общества и власти исходит из советской системы, советская система исходит из Российской империи, а Российская империя, на минуточку, это абсолютная монархия. Природа, сама философия взаимоотношений — она корнями уходит вон туда. За 100 лет, к сожалению, нашу природу взаимоотношений власти и народа практически уничтожили. Кочевая демократия в новых системах переродилась в другую систему, которая уходит корнями в абсолютную монархию. К чему это приводит? Что изменилось?
В этой самой абсолютной монархии самая главная проблема – там уничтожается достоинство человека. Там нет понятия «гражданин», там есть понятие «подданный» — под данью. К сожалению, люди которые приходят у нас во власть, все время пытаются сохранить тот императив взаимоотношений, где не ценно человеческое достоинство. Они считают, что важнее величие государства, которое измеряется оружием, силой, насколько его боятся. На самом деле это же не величие!. Величие заключается в том, насколько человек чувствует себя достойным, свободным. Свобода – это результат достоинства, когда человек хочет говорить то, что говорит, и чувствует себя свободным, выражая свои мысли. У нас люди начали проявлять гражданское достоинство. Они критикуют власть, это абсолютно нормально. Но власть еще не готова принимать эту критику. Оттуда и идут иски к журналистам. Для нас сейчас очень важно осознать, что власть — это не что-то сакральное, что ее нельзя критиковать. Власть – это просто инструмент уполномочивания кого-то, каких-то структур для того, чтобы они работали во благо общества.
Айсулуу Текимбаева: Шамиль сказал очень важную мысль о том, что власть — это инструмент. Но надо помнить, что критика для власти — это тоже инструмент. Это инструмент понимания общества. Я надеюсь, что рано или поздно наша власть поймет, что независимые медиа и журналисты критикуют не потому, что они лично не любят какого-то определенного депутата или президента, а с тем, чтобы было обращено внимание на болевые точки в обществе. Мы все это знаем, но я думаю, что не будет лишним это повторять вновь и вновь.
Сокращенная текстовая версия, полностью выпуск можно прослушать по ссылке