Автор: Олег Гант. Тихо сидел, никого не трогал. Круглый стол на тему «Вирус грязного PR попал в Казнет», организованный ”Институтом Медиа Стандартов” и Казахстанским Пресс-клубом, шел своим чередом. Выступающие говорили правильные и умные вещи. Я был со всем согласен. Отношение к пользователю должно быть честным, реклама должна быть помечена так, чтобы читатели видели это, рекламодатели имеют право размещать свою рекламу в интернет-ресурсах и при этом предоставлять блогерам работу и возможность писать или не писать о своих товарах или услугах.
Блогеры должны понимать, что размещая под своими именами скрытую и нечестную рекламу, они рискуют растерять свою «карму». В общем, было озвучено все то, что и так является неотъемлемым правом каждого блогера и правилами ведения информационного и рекламного бизнеса.
Удивительные вещи начались чуть позднее. Когда кто-то повернул тему на обсуждение позиции владельцев казахстанской блоговой платформы http://yvision.kz/ в вопросах размещения блог-постов и рекламных постов на этом ресурсе.
Представители компании почти в полном составе присутствовали на круглом столе. Возможно, не юридически, но фактически являясь монополистом, компания определяет правила “игры” для блогеров Казахстана. Если исходить из заявлений, сделанных на конференции, правила выглядят, по меньшей мере, странно.
Звучат они примерно так: владельцы yvision.kz сами будут решать, какие посты будут идти на первой странице сайта, а какие нет. Владельцы не станут размещать посты своих блогеров на первой странице, если в них упомянуты названия брендов или блог носит рекламный характер. Владельцы против того, чтобы на их платформе блогеры зарабатывали бы своими статьями. Если не нравится, то Казнет большой и свободный, создавайте свой ресурс и зарабатывайте на нем.
Наверное, подобная позиция была бы оправдана, если бы ребята занимались торговлей фрутктами, где ты можешь расставлять товар на полках так, как тебе захочется. Но yvision — это очень особенный бизнес. Это больше СМИ, чем бизнес. И не просто СМИ, а блог-платформа, где все априори равны и только сами пользователи решают, кто из них «равнее». Но изначально все имеют равные права на видимость на первой странице, на право писать рекламные или не рекламные посты, каждый может упоминать любые бренды в своих постах, не опасаясь, что админ уберет их пост с первой, при этом может оставить там же пост с теми же брендами, но за который заплатили самой платформе.
Получается, что в настоящее время мы видим установку правил, которые извращают само понятие блогосферы. И страшно то, что через пару лет все привыкнут и будут воспринимать эти правила, как норму. Фактически сейчас начинается попытка цензурирования самого блог-движения страны. Попытка монополизировать право на коммерческий блогинг и саму идею равноправия и свободы блогосферы. Пока этот диктат завуалирован коммерческой идеей «Наша платформа – наши правила! Не нравится? Все в сад».
Но сегодня речь идет о брендах, а что, если завтра новые слова попадут в список не пропускных? Свобода, голос, митинг, личное мнение? Абсурд, скажут некоторые, а вы уверены? Ведь сейчас правила, по которым начинает жить блогосфера Казахстана, диктуются не блогерами, а владельцами блог-платформ. Что, если завтра их интересы поменяются с коммерческих на политические, а потом еще на какие-нибудь? И список из новых «брендов» и ограничений на темы может обновиться или расшириться.
Можно понять инвесторов, можно понять владельцев и разработчиков блог-платформ, они вложили в проекты деньги, время, идеи и душу. Они хотят получать прибыль. И их аудитория и сама платформа уже сейчас дает им такую возможность. Но монетизировать свою блог-платформу они пытаются, в том числе, отбирая некоторые права у самих блогеров. Думаю, что в данном конкретном случае каждый блогер должен иметь право на попадание на первую страницу, раз уж авторы проекта создали такой инструмент. И уходить с него только в порядке живой очереди или в случае, если пост нарушает требования какого-то закона страны. Каждый блогер должен знать, что он может сделать блогинг на yvision.kz своей профессией, независимо от того, пишешь ты о брендах или о своей кошке.
Вряд ли с этим мнением будут согласны инвесторы данного проекта, на круглом столе меня не покидало чувство, что люди не делали разницы между обычным бизнесом и блог-платформой, которую они создали. Но реальность такова, что это не простой бизнес – это честь, привилегия и доверие, которым блогеры Казахстана наделили yvision, размещая там свои мысли и истории, реализуя через них свое право на свободу слова. Не нравится такой «бизнес»? Отвечу советом, который соучредитель портала Станислав Игнатов дал участникам конференции – казнет большой, создавайте ресурс о моде, пишите о моде, ниша пустая.