«Жанр авторской передачи развивается в нашей стране очень слабо. У нас нет специалистов, которые бы могли обучить этому», — сказал сегодня в интервью ВРС специальный корреспондент «Пятого канала», автор популярной программы «Дневники репортера» Султан Байзаков, рассказавший об особенностях создания в Кыргызстане авторских программ.
BPC: Как появилась и реализовывалась идея создания передачи «Дневники репортера»?
Султан Байзаков: В Кыргызстан приезжал Вадим Такменев, специальный корреспондент российского телеканала НТВ, создатель программы «Профессия репортер». Он проводил мастер-класс по вопросам создания авторской передачи. После этого у меня появилась идея создать свой проект. В итоге, наша программа стала аналогом «Профессии репортера», но у нас в одном выпуске три сюжета.
Сейчас эта программа выпускается другими журналистами, так как прежний состав изменился из-за ухода основной части корреспондентов. Мы не смогли найти им замену, поэтому я тоже ушел в другой проект. От старой передачи «Дневники репортера» новый проект взял только название и титры.
Самый сложный процесс при создании «Дневников репортера» всегда касался выбора темы. На планерке наша команда в составе трех человек постоянно обсуждала, что будет собой представлять следующий выпуск. Причем, мы не ставили перед собой задачу своевременно освещать какие-то события. Бралась определенная тема, разбивалась по кусочкам, и из них складывался общий сюжет. Помню, что однажды в нашей практике был выпуск, целиком посвященный одному событию, мы освещали вопрос о возможном запрете ввоза праворульных автомобилей.
По большому счету, всегда выбирались темы, в которых было интересно разбираться. Также можно отметить, что создатели «Дневников репортера» никогда не брались за политические темы.
BPC: Какие трудности стоят перед корреспондентами «Дневников репортера» при подготовке программы?
Султан Байзаков: У каждого корреспондента были свои трудности. Для меня самое трудное было договориться с людьми, остальное не составляло особого труда. Я считаю, что в штате должна быть такая должность, как продюсер, который будет договариваться о встречах с героями передач. На больших каналах так оно и есть. Журналист занимается только своими профессиональными обязанностями.
Также у меня, как у автора передачи, были трудности с тем, какой должна быть манера подачи каждого выпуска, чтобы не дублировал предыдущий. Порой трудным делом также становится написание текста, ведь для этого нужно иметь определенный настрой, который не всегда присутствует.
Наряду с этим порой случаются непредвиденные ситуации, и это необходимо учитывать. Бывало так, что съемочная группа приезжает на место, а герой программы передумал давать интервью или уехал. Случалось, что нам говорили или мы видели совсем не то, что ожидали, или оператор случайно стирал запись, которую мы сделали, преодолев немалое расстояние. Приходилось все начинать заново.
BPC: Как часто случалось такое, что после освещения вами определенных проблем, органы власти их устраняли?
Султан Байзаков: Основная цель наших выпусков – обнаружить проблему и показать, что она есть. Так, однажды наша команда делала репортаж о вандалах на сокулукском кладбище, после выхода в эфир которой местные органы власти взяли на работу нового смотрителя, который стал добросовестно исполнять свои обязанности. На территорию перестали допускаться наркоманы и алкоголики. Наряду с этим, после нашего вмешательства люди, отвечающие за состояние кладбища, потребовали в айыл окмоту средства для приведения территории в нормальный вид. Таким образом, наша программа способствовала решению конкретной задачи.
BPC: Насколько успешно развивается в Кыргызстане такой жанр, как авторская программа?
Султан Байзаков: Жанр авторской передачи развивается в нашей стране очень слабо. У нас нет специалистов, которые бы могли обучить этому. Между тем, я хотел бы видеть больше авторских программ на телевидении Кыргызстана, потому что качественных программ действительно не хватает. Необходимо, чтобы руководство кыргызстанских каналов чаще привлекало российских журналистов для проведения тренингов. У нас очень много хороших журналистов и мне жалко, что они тратят силы впустую. У многих есть идеи, но нет опыта и возможностей, самое главное – нет примера, за которым можно было следовать. Например, я, после тренинга Вадима Такменева точно знаю, как нужно делать авторские программы.
Лира Минкина, ВРС
Источник: www.bpc.kg