Бывшего сотрудника Национальной академии наук Жоомарта Карабаева водворили под стражу по обвинению в «призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам». Ранее он высказывал критику в адрес власти.
«Уволили из-за критики»
Жоомарт Карабаев был арестован 2 июля – сразу после допроса в Госкомитете национальной безопасности. Суд заключил его под стражу до 19 августа.
Жоомарт Карабаев выступал с критикой того, что Академия наук проводит экспертизу по таким политическим уголовным делам и дает заключение по указанию следователей. Он утверждал, что был незаконно уволен и подал в суд на НАН.
Юридическую помощь Жоомарту Карабаеву оказывает правозащитная организация «Кылым шамы». Глава организации Гулшайыр
Абдирасулова назвала уголовное дело «преследованием».
«Уже около года этот парень высказывает свои опасения. «Экспертизы пишутся по указке. Нет никакой методики, нет никаких научных методов», – писал он снова и снова. Из-за этого его уволили и он судился с этой системой. Никто не сказал: «Давайте послушаем слова этого парня, что там правда, а что там ложь». Наоборот, его взяли и арестовали. Это политическое преследование. Все те, кто оказывал на него давление, уволил его с работы, – находятся на высоких должностях», – сказала правозащитница.
«Он критиковал необоснованно»
Руководитель отдела Института государства и права НАН КР Айнуру Алтыбаева опровергла обвинения в адрес академии и заявила, что Карабаев ушел с работы по другим причинам. Алтыбаева заявила, что академия не причастна к этому уголовному делу:
«Он критиковал необоснованно. От правоохранительных органов приходит экспертиза [тексты на экспертизу]. Была создана комиссия так как он нарушил положения и внутренние правила. Этот молодой человек два дня не приходил на работу и ушел с работы. После этого он вышел из себя и начал писать всякое. Мы не обращали внимания».
27-летний Жоомарт Карабаев писал в Фейсбуке посты с критикой некоторых действий правительства.
В Кыргызстане в последние годы увеличились случаи, когда основным доказательством в уголовных делах арестованных политиков, активистов или блогеров становятся заключения лингвистических, политологических экспертиз относительно их слов и высказываний.
Из-за чего правозащитники критикуют «экспертные заключения» по политическим делам в суде как написанные специалистами, не имеющими нужной квалификации и, работающими по указанию следователя.
Судебные экспертизы проводятся специалистами Национальной академии наук, Республиканского центра психического здоровья и других официальных учреждений.
Правозащитница Азиза Абдирасулова отмечает, что в Кыргызстане низкое качество всех лингвистических, теологических, криминалистических и баллистических экспертиз. Она призывает Академию наук и Министерство юстиции обратить пристальное внимание на подобные явления.
«Из-за низкого качества, во-первых, многие преступления остаются нераскрытыми, уголовные дела расследуются месяцами и годами, и еще много вопросов возникает в ходе судебных разбирательств. Не надо далеко ходить, многие вопросы по «Кемпир-Абадскому делу» также связанны с лингвистической экспертизой. Адвокаты, следователи, судьи, прокуроры должны требовать. Какая методология используется? Например, я знакомлюсь со многими заключениями лингвистической эксперты. Они делают выводы, основываясь на собственной интуиции и понимании. Любая экспертиза имеет свою методологию. Чей метод был использован, должны быть ссылки. Объясняется значение каждого слова. У нас нет лингвистической экспертизы должного уровня, которая вызывала бы доверие людей. Такие же явления существует и в других видах экспертизы. Что меня особенно беспокоит как правозащитницу, так это теологическая экспертиза, которая вызывает очень много вопросов. Потому что простых людей всегда арестовывают по одному, и заключение экспертизы по их делам даются по шаблону».
По словам правозащитницы, по результатам теологической экспертизы в год арестовывали до 2-3 тысяч человек.
Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусматривает ответственность эксперта, давшего ложную или неправильную экспертизу. Статья 364 УК КР предусматривает наказание за «заведомо ложное заключение или показание эксперта, показание специалиста в судопроизводстве».