В суде по делу редактора газеты «Азия ньюс», известного своими скандальными публикациями Аслана Сартбаева, гособвинение попросило для него 4 года заключения.
В отношении Сартбаева уголовное дело было возбуждено по статье «Хулиганство», процесс продолжается уже год. Дело рассматривает Октябрьский районный суд.
Представитель гособвинения Наргиза Кенжетаева отказалась давать комментарий, сославшись на то, что процесс еще не завершился.
Сам подсудимый, журналист Аслан Сартбаев такой расклад расценивает как давление со стороны властей:
— Я считаю, что все это связано с моей профессиональной деятельностью, но у меня нет конкретных доказательств, чтобы озвучить имена. Думаю, что какие-то силы во власти в целях отмщения ставят меня в такое положение через прокуроров и суды.
В прошлом году Аслан Сартбаев и предприниматель Самсалы Четимбаевповздорили, и первый выстрелил во второго из травматического пистолета. В отношении журналиста было возбуждено уголовное дело. Но позже стороны помирились, и потерпевший написал встречное заявление. А сейчас сам Четимбаев удивляется тому, что судебный процесс продолжается:
— Дело должно было быть прекращено в день, когда я написал встречное заявление или даже до этого. Но почему-то оно перешло в суд. Пока я был на лечении за рубежом к делу Сартбаева прибавили еще одну статью. Якобы я написал заявление о том, что понес ущерб на 45 тысяч сомов. Я ходил в суд и дал показания о том, что не понес такого ущерба и что не писал заявление.
Факт привлечения журналиста к уголовной ответственности осуждают и общественные деятели. Один из них – член Общественного наблюдательного совета ОТРК Сабыр Мукамбетов. Он заявляет, что прокуратура и суд выполняют указание «сверху»:
— Здесь статью о незаконном применении оружия придумали для его наказания. Печально, что за какие-то мелочи для отмщения кому-то суды и прокуратура используются как инструмент.
Согласно законодательству Кыргызстана, гражданин старше 20 лет имеет право на приобретение оружия. В течение двух недель оружие должно быть зарегистрировано в органах внутренних дел и получено разрешение на его ношение. Срок действия документов продлевается каждый год. Журналист Сартбаев приобрел травматический пистолет в 2009 году. Срок разрешения на него истек за 18 дней до происшествия.
Общественный деятель, экс-депутат парламента Мукар Чолпонбаев считает, что законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие при обороте боевого и травматического оружия, имеет недостатки:
— Что в законе называется оружием? Например, если взять в руки камень или палку, их тоже назовут оружием. В данном случае применен травматический пистолет. Название говорит само за себя – такое оружие не убивает человека. Если оно не убило, то надо по-другому квалифицировать происшествие. В деле журналиста мы видим огрехи закона — он не может ответить на вопрос о том, в каких случаях травматический пистолет считается оружием, а в каких не считается.
Оппозиционная газета «Учур» позже была переименована в «Азия ньюс», а ее редактор Аслан Сартбаев известен своими скандальными публикациями о политиках и влиятельных представителях власти.