Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

 

 

Сегодня, 5 июня, в 9.00 в Свердловском районном суде Бишкека начался судебный процесс по иску бывшего телохранителя Алмазбека Атамбаева Эркина Мамбеталиева против ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек», где истец требует у редакции 50 млн сомов.

Напомним, заявление Мамбеталиева связано с обращением «Вечернего Бишкека» к президенту Кыргызстана, которое опубликовали 17 апреля. Мамбеталиев не стал дожидаться итогов расследования Генеральной прокуратуры по обращению, которое распространили 29 апреля, и подал иск в Первомайский районный суд. Уже 24 апреля — спустя неделю после публикации обращения — суд вынес определение, что истцу следует обращаться в Свердловский районный суд, так как именно в этом районе находится редакция.

27 мая состоялось первое заседание с участием ответчика в Свердловском районном суде под председательством Калыбека Садыкова. На нем представитель «Вечернего Бишкека» Сергей Воронцов заявил ходатайство о привлечении в качестве заинтересованных лиц редакторов и заместителей редакторов СМИ, входящих в медиахолдинг. Представители истца ходатайствовали об истребовании судом результатов расследования Генеральной прокуратуры по обращению «ВБ».

Сегодня на судебном заседании Сергей Воронцов ходатайствовал о проведении аудиозаписи, фото- и видеосъемки. Адвокаты Мамбеталиева выступили против и попросили их не фотографировать. Председательствующий Калыбек Садыков сказал, что аудиозапись можно вести, фотосъемку — только во время оглашения решения.

Далее Воронцов ходатайствовал о том, чтобы иск оставили без движения. По словам юриста, в исковом заявлении точно не указано, какие слова, словосочетания и предложения редакция должна опровергнуть. Поэтому Эркин Мамбеталиев должен уточнить исковые требования. Ходатайство поддержали и редакторы, которые добавили, что из искового заявления не понятно, что конкретно Мамбеталиев посчитал порочащим его честь, достоинство и деловую репутацию, и как должно звучать опровержение редакции.

Спор начался и по поводу самого обращения. Так, по мнению Воронцова, в соответствии с решением пленума Верховного суда от 13 февраля 2015 года, открытые обращения не подпадают под гражданско-правовую ответственность. Сторона истцов попыталась преподнести, что обращение к президенту на самом деле было не обращением, а газетной статьей под видом обращения.

Выступившие в качестве заинтересованных лиц редакторы аргументировали, почему данный текст можно назвать обращением.

Во-первых, в самом заголовке указано, что заявление адресовано президенту. Даже текст начинается со слов «уважаемый Алмазбек Шаршенович».

Во-вторых, президент Кыргызстана расценил крик души редакции как обращение, дав 18 апреля указание Генпрокуратуре и ГКНБ разобраться с ним. Как обращение опубликованный текст восприняли и госструктуры, которые проводили беседы, вели расследование, публиковали пресс-релизы по итогам разбирательства. Общественность также поняла, что «Вечерний Бишкек» обратился к главе государства как к гаранту Конституции, а не просто написал статью.

Эмоционально обсуждая ходатайство, стороны чуть не перешли к разбирательству дела по существу.

Под конец процесса представитель Мамбеталиева Анатолий Сафонов акцентировал внимание на коллаже в газете, который он посчитал оскорбительным. «Мамбеталиев не давал разрешение на публикацию своей фотографии», — добавил он. И попросил суд протокольно учесть это, т. к. в самом исковом заявлении об иллюстрации речь не шла. Судья ответил, что ходатайства нужно подавать письменно.

В результате судья решил, что истец должен уточнить исковые требования, чтобы было понятно, что конкретно редакция должна опровергать. Кроме того, стороны до следующих слушаний должны ознакомиться с документами, полученными от Генеральной прокуратуры.

Следующее заседание состоится 10 июня в 9.00.