Некоторые юристы говорят, что лучший способ избежать преследования по «интернет-статьям» — самоцензура. Пользователей призывают аккуратнее выбирать выражения, крепко думать, прежде чем публиковать что-либо, и избегать конфликтов. Однако 29 статья Конституции РФ гарантирует каждому россиянину свободу мысли и слова. Мы расскажем о том, как защитить эту свободу.
Это только вершина айсберга. Иногда дела возбуждают по совсем странным поводам: против нелестно высказавшейся о поведении своих сограждан в Турции россиянки, написавшего стихи о президенте РФ школьного учителя и сравнившего Россию с Венесуэлой блогера. Более подробно об абсурдной борьбе с экстремизмом в современной России можно прочитать здесь и здесь. А информационно-аналитический центр «Сова» уже давно ведёт хронику «неправомерного антиэкстремизма».
В Уголовном кодексе:
Статья 282. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации
Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации
Статья 148. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих
В Кодексе об административных правонарушениях:
Статья 20.29. Массовое распространение экстремистских материалов (если их к тому моменту признали экстремистскими).
Какую норму применить в каждом конкретном случае, решает следователь.
Одна из главных проблем, связанных с этими законами, — размытость понятий. Особенно ярко это проявляется в случае со 148 и 280 статьями УК.
Правоприменение соответствующее. Статья 280 до 2002 года имела вполне нормальный состав, но переименованная в «призывы к экстремистской деятельности» оказалась зависима от нелепого определения этой деятельности в соответствующем законе. На примере этого закона можно определенно сказать, что он планировался не для репрессий, а для того, чтобы облегчить жизнь правоохранительным органам и в ответ на запрос общества о противодействии ультраправым. Но неудачная конструкция сделала правоприменение заведомо избирательным, что через несколько лет привело и к идее использовать закон как дубинку.
От полицейских. В роли инициатора уголовного дела могут выступать сами правоохранители. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возбуждение дела на основании рапорта об обнаружении признаков преступления (ст.140). В этом случае, даже если в основу дела и был положен донос, узнать об этом не получится. Теоретически возможна ситуация, когда некий следователь для повышения статистики раскрываемости сам просматривает страницы в соцсетях, находит контент, который, по его мнению, может стать поводом для обвинения, и пишет рапорт.
Теперь другая ситуация: некий интернет-пользователь выкладывает на своей странице текст запрещенной книги. В самом по себе этом поступке нет состава уголовного преступления. Следствию предстоит доказать, что действие было произведено умышленно, то есть с целью возбудить ненависть или вражду. Для этого собирают доказательства. Ими могут быть, например, комментарий автора публикации в духе «вот книга, которая подскажет, как правильно действовать» или другие выражения поддержки написанного в экстремистском произведении. Для того, чтобы доказать умысел, следователи могут изучать иные публичные высказывания подозреваемого и в качестве довода использовать даже его «лайк» под комментарием другого человека, который одобрил содержание экстремистской книги.
Быть готовым к обыску. Не исключен и обыск, в ходе которого у вас могут изъять «орудия преступления» — компьютеры и средства связи. Подробнее об этом можно узнать в памятке «У меня обыск. Что делать?».
Найти адвоката. Во время любых следственых действий крайне желательно присутствие адвоката. Он может зафиксировать все нарушения ваших прав и дать советы о том, как правильно действовать. Поисками юриста стоит озаботиться сразу после того, как вас известили об уголовном деле. Не стоит пользоваться услугами адвоката по назначению. Не все они поголовно играют на стороне следствия, но такие случаи крайне распространены. Самый частый совет от таких защитников — «покайся, тебе скидка выйдет». Стоит ли прислушиваться к таким рекомендациям, решать вам.
Заказать альтернативную экспертизу, не дожидаясь ее назначения судом. К сожалению, гарантировать ее приобщение к материалам дела невозможно. Решение об этом принимает судья, руководствуясь собственными соображениями.
В последние годы суды крайне неохотно принимают решения в пользу обвиняемых по «экстремистским» статьям. Такие дела если и прекращают, то, как правило, по формальному основанию — за истечением срока давности. Тем не менее, бывали прецеденты, когда проведение альтернативной экспертизы помогало доказать отсутствие состава преступления. Пожалуй, самый яркий пример — уголовное дело по статье 282 в отношении челябинского блогера Андрея Ермоленко. В 2011 году его обвинили в разжигании ненависти к чиновникам. Через несколько месяцев защите удалось добиться прекращения дела.
Вы лишитесь сбережений и возможности получать деньги через банк. Серьёзное последствие — включение в так называемый «список Росфинмониторинга». Его фигуранты не могут совершать практически никакие банковские операции на территории России, их счета блокируют, им не перечисляют в полной мере социальные выплаты. Причём попасть в «перечень» можно даже будучи подозреваемым по делу об экстремизме. Закон предусматривает исключение из списка фигурантов, в отношении которых прекращают уголовные дела и тех, у которых погашены судимости, но на деле выйти из этого перечня бывает очень трудно.
Вас не уведомляют о включении в перечень. Вы просто однажды не сможете снять деньги в банкомате.
Блокируются не только счета в банках, но и в системах электронных платежей. Например, «Яндекс-деньги», «Киви». Говорят, что удавалось получить деньги переводом через «Почту России» и WebMoney. Без проблем можно пользоваться только счётом осуждённого в колонии или арестованного. Он привязан к счёту учреждения и не идентифицируется.
- получать с блокированного счета пособия и пенсии;
- оплачивать кредитные обязательства, взятые до включения в Перечень;
- платить налоги.
- открыть счет;
- оформить зарплатную карту;
- вступить в наследство;
- быть страхователем;
- получать через счета алименты, судебные возмещения вреда, выплаты по страховому случаю;
- оформить доверенность и большинство сделок через нотариуса.
До погашения судимости, прекращения уголовного дела, снятия судимости в судебном порядке, смерти исключиться из Перечня нельзя. Законы РФ такой возможности нам не дают. Несколько фигурантов пошли таким путем: заведомо проигрышно судиться с Росфинмониторингом вместе с органом, предложившим включение в Перечень, проходим все инстанции, подаем в ЕСПЧ. Можно обратиться в КС РФ. Таких не знаю.