Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Сегодня, 31 октября, спикер Жогорку Кенеша Нурлан Шакиев заявил, что законодательство о СМИ в Кыргызстане необходимо менять, поскольку оно было принято в 1992 году, когда не было таких понятий, как Интернет и веб-сайты.

«Я думаю, что по данному закону будет жаркая дискуссия и в парламенте, и вокруг. Есть положительные и отрицательные замечания. По сравнению с другими странами уровень свободы слова у нас намного выше», — сказал спикер.

«Но, несмотря на то что у нас свобода слова есть, у нас нет ответственности за распространение ложной информации. И когда я встречаюсь с послами, я напоминаю, что в их странах есть контроль и ответственность за распространение информации», — отметил он.

Шакиев добавил, что работал во многих СМИ и для него важна «приверженность свободе слова и правам человека, но ответственность тоже важна, иначе общество может потерять свободу».

«Мы должны думать об ответственности и ставить ее на самый высокий уровень. Давайте встречаться чаще по этому вопросу, два раза в квартал. Мы хотим вас послушать, и слова, сказанные здесь, будут важны», — обратился он к журналистам во время обсуждения законопроекта о СМИ.

Как обстоят дела на самом деле?

Ответственность прописана в Гражданском кодексе

Отметим, что на самом деле такая ответственность давно существует.

Из ответов ОФ «Институт Медиа Полиси» на поставленные вопросы в уведомлении Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики:

«В Кыргызстане и по закону, и на практике предусматриваются онлайн-ограничения права на свободу слова. Так, Гражданский кодекс КР, а также постановление Пленума Верховного суда КР «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации» от 13 февраля 2015 года №4 предусматривают признание не соответствующей действительности информации и защиту чести и достоинства, деловой репутации, в том числе при распространении информации в сети Интернет.

Так, в 2017 году суд удовлетворил исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации депутата Дастана Бекешева и ОО «Кыргызское общество слепых и глухих» к пользователю соцсети Facebook Мавляну Аскарбекову, где предметом оспаривания был его пост о деятельности вышеупомянутой организации. Суд обязал Мавляна Аскарбекова опубликовать резолютивную часть решения суда на своей странице на Facebook и сохранить указанное сообщение в течение 1 месяца с момента публикации, в части возмещения расходов на адвоката суд отказал.

В 2012 году Первомайский районный суд Бишкека частично удовлетворил исковое заявление депутата Жогорку Кенеша Садыра Жапарова о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда к «Кереге.kg» в связи с опубликованным изданием 16 мая 2012 г. материалом под заголовком «Жузунду аччы, Садыртай!» Депутат в своем исковом заявлении требовал компенсировать ему моральный вред на сумму 1 500 000 сомов. Суд постановил взыскать с редакции 50 000 сомов. В Бишкекском городском суде 27 мая 2013 г. прекращено рассмотрение дела в связи с отказом представителя газеты от апелляционной жалобы и выплатой представителю истца в счет компенсации морального вреда 15 000 сомов.

Ответственность прописана в Уголовном кодексе

Также в Уголовном кодексе КР предусмотрена ответственность за возбуждение вражды (ст. 330), призывы к насильственному захвату власти (ст. 327) и др.

Согласно официальной информации, предоставленной Генпрокуратурой КР в ответ на запрос ОФ «Кылым Шамы», за 9 месяцев 2022 года правоохранительными органами возбуждено по ч. 3 с. 278 УК КР три уголовных дела (все по публикациям в социальной сети), по ст. 330 УК КР — 22 уголовных дел, из них 20 — по материалам публикаций в Сети.

Из числа указанных уголовных дел в суд направлено по ч. 3 ст. 278 УК КР два уголовных дела, по ст. 330 УК КР — 11 уголовных дел. Таким образом, 92% возбужденных дел из предложенной статистики были инициированы в связи с публикациями в социальных сетях.

Следовательно, актуальная практика регулирования распространения информации свидетельствует, что действие национального законодательства применяется кыргызстанскими правоприменителями в отношении материалов, размещенных в сети Интернет.

В частности, относительно вопросов защиты чести и достоинства, частной жизни, возбуждения розни ответственность распространяется на всех лиц, вне зависимости от того, являются ли они журналистами, редакторами, СМИ или обычными пользователями социальных сетей. Наличие в гражданском и уголовном законодательствах ответственности за распространение противоправной информации свидетельствует о том, что утверждение о том, что интернет-ресурсы находятся «вне правового поля», не соответствует действительности».

Закон Гульшат Асылбаевой

Также в 2021 году был принят Закон КР «О недостоверной (ложной) информации»или закон о «фейках». Инициатором законопроекта выступила депутат Жогорку Кенеша VI созыва Гульшат Асылбаева. Но принял его уже ЖК VII созыва. На основе него блокировке подвергались сайт «Азаттык», газета «Республика», Kloop.kg.

Закон о защите детей от вредной информации

В июле 2023 года был подписан закон, предполагающий защиту детей от вредной информации. Эксперты правовой клиники «Адилет» обратили внимание на отдельные положения законопроекта, несущие в себе определенные риски нарушения конституционно гарантированного права на свободу выражения мнения и свободу СМИ.

Напомним, по итогам 2022 года Кыргызстан потерял 50 пунктов в международном рейтинге свободы слова.

Фото на главной странице иллюстративное: www.

https://kaktus.media/489859