Спецслужбы, защищая безопасность граждан, не должны нарушать конституционное право на тайну частной жизни, считает гражданское общество.
Рыспек Токтоналиев, Голос свободы, Бишкек
Проблемы по законному использованию специального оборудования для прослушивания граждан обсудили 20 марта на круглом столе в Бишкеке представители гражданского общества, парламента и исполнительной власти. Мероприятие было организовано общественным фондом «Гражданская инициатива интернет политики» (ГИИП).
Речь шла о СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), которая может производить запись любых телефонных переговоров, перехват ММС и СМС, доступ к электронной почте и многое другое.
СОРМ в Кыргызстане действует с 2009 года, записывая все, что попадает в её сети, а к полученной информации свободный доступ имеет сотрудники Госслужбы национальной безопасности (ГКНБ). Однако, система фактически функционирует незаконно, законопроект о СОРМ, инициированный некоторыми депутатами Жогорку Кенеша, еще не принят.
Одна из особенностей данного законопроекта в том, что государство обязывает операторов связи, по сути частных предпринимателей, на собственные средства приобрести спецоборудование, установить и, более того, заниматься его постоянным обслуживанием.
Как утверждают операторы связи, для приобретения оборудования СОРМ-2 необходимы поистине колоссальные средства.
Министерства транспорта и коммуникаций разработали инструкцию, обязывающую операторов связи собирать, хранить и обеспечивать доступ ко всем электронным каналам связи. По инструкции бизнесмены должны закупать оборудование, которым будут потом пользоваться спецслужбы, а кроме этого, в ней нет ни слова о необходимости получения санкции суда на прослушивание граждан.
В случае отказа, операторы связи могут лишиться лицензии.
Правоохранители объясняют данные действия необходимостью защиты граждан от террористов и экстремистов. Однако, по мнению руководителя ГИИП Таттуу Мамбеталиевой, внедрение данной системы не достаточно для обеспечения безопасности граждан. Сейчас в мире формируется слишком большой поток информации и говорить о его контроле в целях безопасности – не серьезно, сказала гражданский активист.
По её словам, прослушивать граждан необходимо только по разрешению суда, а закупать спецоборудование нужно на бюджетные средства через тендер под контролем правительства.
Депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко отметила, что государство создает условия для физической безопасности граждан, в то же время оно не должно нарушать тайну частной жизни. Она признала, что спецслужбы используются властями в целях политического давления на своих оппонентов.
Руководитель общественного объединения «Коалиция за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова отметила, что в стране нет государственного органа, который мог бы пересекать злоупотребления спецслужб при прослушивании переговоров граждан.
Присутствовавшие на круглом столе сотрудники пресс-службы ГКНБ лишь констатировали, что производят выемку частных переговоры только после соответствующего решения суда.
В свою очередь депутат парламента Омурбек Абдрахманов посетовал на тщетность усилий общества по изменению ситуации при нынешней системе власти. По его мнению, сейчас спецслужбы работают на президента, а не на народ, что является признаком авторитарной власти.
Депутат раскритиковал ГКНБ, заявив, что «чекисты» за 20 лет своей работы не поймали ни одного шпиона, кроме сотрудницы парламента Жыпар Арыковой, имеющей малолетнего ребенка. Абдрахманов рассказал о разработанной им концепции развития, где предусмотрена ликвидация ГКНБ и прокуратуры – самых коррумпированных, по его мнению, органов.
Вместо ГКНБ он предлагает создать разные службы – разведку и контрразведку, которые будут располагаться в разных частях Бишкека. Нынешнее здание ГКНБ, расположенное по бульвару Эркиндик, он намерен превратить в Дом свободы, где кабинеты «чекистов» будут сдавать в аренду партиям и НПО, а в камерах СИЗО повесят портреты репрессированных политиков и начнут водить туристов.
В итоге гражданское общество потребовало от парламента не принимать законопроект о СОРМ в нынешнем виде и внести в него существенные изменения.
Рыспек Токтоналиев, Голос свободы, Бишкек