В январе, перед тем как отправиться в репортерскую поездку в Бангладеш, я изучала информацию о проблемах, с которыми в этой стране сталкиваются местные журналисты. Одним из первых в списке стоял терроризм.
Во время встреч в Дакке мне часто задавали вопросы. Как освещать тему роста исламского экстремизма «на нашем собственном заднем дворе»? Что нужно делать и чего делать нельзя, рассказывая о терроризме и войне? Существуют ли рекомендации, которые могут помочь в этом? Какой опасности подвергаются журналисты, работающие с группами, которые проповедуют использование насилия для достижения своих целей?
Журналисты говорили о том, что пресса все чаще подвергается нападениям. Один заслуженный репортер рассказал, что в результате нападения экстремистов он в течение пяти месяцев вынужден был лечиться. Несколько других говорили об угрозах и запугивании. У одного рука все еще была загипсована после того, как он подвергся избиению.
2 февраля во время освещения политических протестов корреспондент ежедневной газеты Samakal Абдул Хаким Шимул был убит выстрелом в голову. Журналисты обсуждали, стреляли ли в него специально или он случайно попал под перекрестный огонь.
«Бангладеш становится опасным местом для тех, кто осмеливается пересечь невидимую линию, установленную исламскими экстремистами, цель которых – с помощью ножей и пистолетов заставить замолчать несогласных», – написал в апреле 2016 года CNN.
Многие журналисты до сих пор берут на себя этот риск.
В течение многих месяцев репортер Dhaka Tribune Адиль Шахават работал с источниками. Он надеялся, что они приведут его к информации о военизированной группировке, ответственной за произошедшее в октябре 2016 года нападение, в результате которого погибли девять пограничников на границе между Мьянмой и Бангладеш.
В конце концов ему повезло. Его отвезли на мотоцикле в отдаленное место, где завязали глаза и обыскали. После двухчасового похода через джунгли он смог встретиться с заместителем командира группы.
Репортер узнал, что на пограничников напали с целью «забрать их оружие и боеприпасы, которые нужны были для тренировки партизанских групп». По словам командира, целью группы была защита рохинья – представителей угнетенного мусульманского меньшинства в Мьянме.
Статья была опубликована 11 января под заголовком «Мы будем бороться до последней капли крови«.
Почему Шахават – ему 28 лет, женат, отец двоих детей – решился на такой риск? «Нарастание военного напряжения и радикализация – основные проблемы во всем мире. Мы должны рассказывать не только о лидерах, но и об истоках этих групп, их последователях и их мотивах, – сказал он. – Я доверял своим источникам».
Я собрала эти ресурсы для журналистов из Бангладеш, освещающих темы терроризма, но они будут полезны репортерам в любой точке мира. Эти три можно использовать для планирования стратегий работы:
База данных по международному терроризму (Global Terrorism Database (GTD)) Университета штата Мэриленд – место для поиска разнообразной информации. Необходимый источник для людей, занимающихся расследованиями террористических атак. Веб-сайт GTD содержит описание более 150 000 случаев, что делает его наиболее полным в мире хранилищем неклассифицированных данных о террористических событиях.
«В последние годы медиатрафик на сайт GTD значительно возрос – это миллионы просмотров страниц в месяц», – говорит директор START Гэри Лафри. В день, когда мы с ним разговаривали, ему позвонили из The Wall Street Journal – сотрудники редакции искали информацию о семи преимущественно мусульманских странах: Сирии, Йемене, Ираке, Сомали, Ливии, Иране и Судане – перечисленных в указе президента Трампа, вводящем запрет на въезд в США.
Лафри отметил, что данные из базы GTD показывают: не было ни одного случая, когда американцы были бы убиты на территории США в результате теракта, в котором участвовали представители этих стран.
Информация о каждом теракте включает информацию о дате и месте, использованном оружии, о цели, которую преследовал теракт, числе жертв и – если возможно получить такую информацию – о том, какая группа или человек ответственны за организацию. GTD входит в Национальный консорциум по изучению терроризма и мер по борьбе с терроризмом (START).
Другой удобный в использовании источник «Руководство по освещению темы терроризма«, составленный на средства датской организации «Международная поддержка медиа» (International Media Support). Руководство предлагает список того, что можно, и того, что нельзя делать:
- Расскажите о контексте и избегайте чрезмерного упрощения ситуации. Такие события не происходят в вакууме.
- Не спекулируйте! Используйте только факты и информацию, которая может быть проверена.
- Информация, которую мы обнародуем, не должна представлять реальную угрозу чьей-то жизни – во многих случаях нам приходится сотрудничать с силами безопасности или правительственными чиновниками, чтобы не причинить вреда другим людям.
- Не используйте панические и сенсационные заголовки.
- Не используйте провокационные, недопустимые или оскорбительные слова.
- Убедитесь, что ваш материал включает данные из нескольких источников.
- Содействуйте социальной сплоченности, миру и патриотизму, не становитесь рупором чужих идей.
- Расскажите истории о жизнестойкости местных общин, позитивном вмешательстве – найдите другие положительные точки зрения на проблему.
Составленный Алексом Гольдманом «Справочник потребителя срочных новостей» дает советы журналистам, которым приходится работать в условиях ежедневных дедлайнов и жесткой конкуренции.
«Публикация неподтвержденной информации или слухов, которыми наполнены социальные медиа, – дело очень рискованное. Информация о том, кто несет ответственность за теракт, может быть неточной или лживой», – пишет продюсер On the Media Голдман.
Вот некоторые из этих рекомендаций:
- Информация, появляющаяся сразу после события, часто неверна.
- Не доверяйте анонимным источникам.
- Не доверяйте материалам, которые цитируют другие медиа как источник информации.
- Второго стрелка практически никогда не бывает.
- Обратите внимание на язык, который использует СМИ.
- «Нам сообщают…» может означать что угодно.
- «Мы ищем подтверждение…» означает, что у них нет информации.
- «[СМИ] стало известно…» означает, что у них есть какая-то информация, или они собираются рискнуть.
- Ищите новостные агентства, расположенные близко к месту, где произошло событие.
- Сравнивайте несколько источников информации.
- Большие новости привлекают обманщиков. Добавьте сюда мастеров фотошопа.
- Остерегайтесь делать спонтанные ретвиты. Это может быть ваш собственный пост.
Советы по безопасности журналисты можно найти на сайтах Committee to Protect Journalists, International News Safety Institute, Reporters without Borders и Rory Peck Trust.
Верхняя фотография принадлежит DVIDSHUB, лицензия CC сайта Flickr. Вторая фотография предоставлена Базой данных по международному терроризму. Третья фотография предоставлена ресурсом On the Media.