Состояние объявившей голодовку в СИЗО экс-депутатки Орозайым Нарматовой ухудшилось — она не может самостоятельно передвигаться. Об этом сообщили на ее странице в Facebook.
«22 декабря между 14:00 и 15:00 оперативные сотрудники приехали за Нарматовой в СИЗО-1, чтобы повезти в Главное следственное управление МВД. Из-за того, что состояние Нарматовой тяжелое и она не может передвигаться самостоятельно, ее из камеры во двор вынесли на носилках, а потом и вовсе решили не везти в ГСУ», — сообщили на ее странице.
Отмечается, что Нарматова даже не смогла выйти к своей адвокатке, которая приехала к ней на встречу.
На момент публикации материала в СИН не прокомментировали «Клоопу» состояние Нарматовой на 23 декабря.
В соцсети также опубликовали фотографию Нарматовой, сделанную ее адвокаткой 20 декабря после обследования сердца экс-депутатки в частном медцентре.
«Сегодня утром она упала в обморок, а в прошлую субботу кардиограмма обнаружила тахикардию», — сообщала тогда ее адвокатка Гуляна Убалиева. По словам юристки, Нарматова не успела полностью обследоваться, потому что сотрудники СИЗО поздно повезли Нарматову в диагностический центр.
«Она не сдала даже кровь. Так как у нее болит сердце, не успели даже проверить желудок. На аппарате томографии она должна пролежать полтора часа. Из-за тяжелого состояния она не смогла так долго лежать. Сердце тоже полностью не проверили, поскольку для этого Нарматова должна была более суток быть на аппарате. Ее состояние ухудшается с каждым днем», — рассказывала адвокатка.
В своем заключении независимая врачиня Бермет Барыктабасова говорила, что состояние Нарматовой неудовлетворительное. По ее словам, экс-депутатка жалуется на резкую слабость, удушье, боли в области сердца и грудной клетки, а также рвоту даже при приеме воды, боль в желудке и головные боли.
Также Барыктабасова писала что за пять дней голодовки Нарматова потеряла пять килограммов.
Из всех арестованных, объявивших голодовку, хуже всех себя чувствуют экс-депутатка Нарматовой и активистка Перизат Суранова. Правозащитницы неоднократно просили власти госпитализировать женщин, приравнивая отказ в медпомощи к пыткам.
В СИН отказались комментировать состояние задержанных по Кемпир-Абадскому делу, ссылась на «большой объем работы».
Политическая голодовка
В конце октября были задержаны более 30 активистов, политиков и правозащитниц передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану, шесть из которых — женщины. Их обвиняют в «попытке организации массовых беспорядков». Все задержанные не признают вину и говорят о давлении, а также что уголовное преследование началось из-за их позиции по Кемпир-Абаду.
Бишкекский горсуд 12 и 14 декабря решил оставить активистов в СИЗО до 20 февраля. Позже 17 человек по Кемпир-Абадскому делу в знак протеста объявили голодовку. Однако правозащитница Азиза Абдирасулова сообщала, что голодовку объявили 19 задержанных.
Все они требуют освобождения из СИЗО и прекращения против них дела о подготовке к организации массовых беспорядков. Все обвиняемые называют дело сфабрикованным и фальсифицированным.
Также протестующие возложили ответственность за последствия голодовки лично на президента Садыра Жапарова и председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева.
Массовые задержания активистов и политиков осудили ряд депутатов, а Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала власти Кыргызстана освободить всех задержанных.
Президент Садыр Жапаров заявил, что не может никому дать приказ освободить кого-либо. Глава государства настаивает, что никто не вмешивается в работу судей по этому делу. Он считает, что фигуранток Кемпир-Абадского дела арестовали «своевременно» «за планы госпереворота». По словам Жапарова, обвиняемые якобы ходили на собрания, где обсуждали планы госпереворота и количество людей на предстоящих митингах.