Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Служба информационной политики администрации президента вынесла на общественное обсуждение новый законопроект «О средствах массовой информации». Редакция Factcheck.kg проверила текст законопроекта на уникальность и изучила его. 

Копипаст 

С помощью сервиса по анализу текста на уникальность мы выявили, что законопроект был практически полностью скопирован с проекта закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Были обнаружены сходства 53-х статей документа от 66% до 100%. При этом стоит отметить, что наименьший процент сходств был выявлен лишь в нескольких статьях: №1 – 66%, №33 – 65%, №4 — 71. В остальных статьях разница заключается в названиях государственных органов и стран – то есть просто заменена «Российская Федерация» на «Кыргызская Республика».

Так, к примеру, в статье №1 разница лишь в первом предложении. В новом проекте закона “О СМИ” говорится, что в “Кыргызской Республике каждый имеет право свободно выражать свои взгляды и мнения, распространять их в печати и других средствах массовой информации, получать при их посредничестве информацию по любому интересующему вопросу общественной и государственной жизни”.

В тоже время в российском законе это не прописано. Однако второй и третий пункты почти полностью совпадают с проектом закона КР.

Законопроект КР
Законопроект РФ
Законопроект РФ

Что стало причиной изменения закона?

В справке-обосновании говорится, что такое решение было принято в связи с “устареванием действующего Закона КР «О средствах массовой информации»”. Текущий законопроект был принят в 1992 году, а в последующие годы в документ вносились правки и дополнения.

По данным службы информационной политики администрации президента, «правовой ресурс действующего закона исчерпан, не соответствует реалиям современного общества и поэтому необходимость принятия нового закона становится очевидна».

Кроме того, отмечается, что со второй половины 90-х годов прошлого века Кыргызстан стал частью глобального информационного общества.

Сегодня Интернет стал повседневной реальностью. Появился новый вид средств массовой информации – сетевые СМИ. Между тем, в действующем Законе о СМИ цифровые телекоммуникационные сети «Интернет» в настоящее время никак не урегулированы в правовом отношении. И чем дольше они будут пребывать в зоне правовой неопределенности, тем хуже для общества, для государства, для граждан”, – говорится в сообщении.

Законопроектом предлагается внести большое количество изменений в вопросах правового регулирования деятельности СМИ по сравнению с действующим законом, которые имеют наиболее высокие риски ограничения прав и свобод человека на свободу слова и выражения.

Концепция документа заключается в следующем:

  • Ограничить деятельность иностранных СМИ. Согласно проекту закона зарубежные СМИ смогут осуществлять свою деятельность в Кыргызстане только после регистрации/аккредитации в уполномоченном органе. В перспективе есть большая вероятность изоляции информационного пространства Кыргызстана от внешнего мира;
  • Веб-сайты приравниваются к СМИ и должны проходить регистрацию, а их деятельность будет подлежать более детальному государственному регулированию;
  • попытка установить ограничения свободы слова не только в отношении СМИ, но в целом в Интернет-пространстве путем установления общего запрета на распространение информации и без какого-либо уточнения. Данный запрет может затронуть не только медиа, но и другие формы жизнедеятельности физических лиц – блогеров, правозащитников, гражданских активистов и других лиц, реализующих свое право на свободу слова и выражения;
  • Расширяются возможности принудительной ликвидации СМИ путем приостановления, прекращения деятельности СМИ, а также признания недействительным свидетельства о государственной регистрации СМИ. Предлагается жесткая система санкций, прекращающая работу СМИ в случае допущения более одного раза в течение одного года нарушения. При этом не определена тяжесть нарушения;
  • В целом усложняется процедура регистрации и перерегистрации СМИ, увеличивается перечень информации, которая должна быть предоставлена в уполномоченный орган. Более того, для регистрации необходимо сообщить примерную тематику, специализацию: периодичность выпуска, максимальный объем СМИ, источники финансирования, сведения об учредителе, собственнике, главном редакторе и пр.;
  • Проектом закона предписывается, что до 1 июня 2023 года все СМИ должны пройти перерегистрацию. При этом СМИ, не прошедшие перерегистрацию, будут признаны ликвидированными.

Согласно правовому анализу “Правовой Клиники “Адилет” в законопроекте есть “серьезные риски неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу выражения мненияРяд предлагаемых проектом норм не соответствует базовому принципу правовой определенности, что может приводить к произвольному применению закона на практике, в некоторых статьях усматривается дискриминационный подход”. 

В экспертизе юристов «Институт Медиа Полиси» говорится, что предлагаемый законопроект “О СМИ” – не что иное, как принуждение общества к потреблению товара, в котором общество не нуждается.

Роль независимых СМИ, свободных журналистов заключается в том, чтобы быть тревожной кнопкой, пожарной сигнализацией, предупреждая общество на ранней стадии о системных ошибках или надвигающихся кризисах в управлении. Освещение журналистами проблем позволяет уполномоченной обществом власти предотвратить или смягчить негативные последствия от ошибочных решений. Однако, нередко журналистские расследования угрожают определенным корыстным интересам во власти. Для того, чтобы заглушить эти голоса, и предлагается данный законопроект”, – говорится в сообщении.

Вывод: новый проект закона, внесенный на общественное обсуждение службой информационной политики администрации президента «О средствах массовой информации», имеет сходства от 66% до 100% с законом Российской Федерации “О средствах массовой информации”. 

https://factcheck.kg/snova-plagiat-administracziya-prezidenta-skopirovala-zakon-o-smi-s-rossijskogo-zakonodatelstva/