Почему в Кыргызстан не идет инвестор? Этот вопрос заботит власти всерьез. Казалось бы, правительственные чиновники и так презентуют страну, и эдак. И иностранец, заезжающий в КР туристом или в составе официальной делегации, не перестает восхищаться. А деньги никто вкладывать не хочет. Точнее, хотят, но опасаются. Причины, впрочем, знают все — и тут, и извне: повсеместная коррупция, вымогательство откатов, бессилие силовиков против оргпреступности, политическая нестабильность…
Однако, по мнению президента КР Алмазбека Атамбаева, «за то, что у нашей республики такой имидж, надо сказать спасибо журналистам». Именно так глава государства выразился накануне во время обсуждения инвестиционной привлекательности страны на заседании Национального совета по устойчивому развитию КР.
В пресс-службе поспешили уточнить, что цитата звучала так: «За то, что у Кыргызстана такой имидж, нам надо сказать «спасибо» и нашим журналистам, не только коррупционерам». Аппаратчики «Белого дома» уверяют: Алмазбек Атамбаев имел в виду не все СМИ и не всех журналистов, а так называемых ушактологов, оперирующих сплетнями, слухами, доводами, распространяющих откровенную дезинформацию. Конечно, вряд ли глава государства стал бы всех грести под одну гребенку. Но таким заявлением он фактически поставил представителей СМИ в один ряд с проворовавшимися чиновниками, из-за которых (и это признал на заседании премьер-министр Джоомарт Оторбаев) из КР бегут инвесторы.
ИА «24.kg» решило поинтересоваться у респондентов, кто виноват, что у Кыргызстана испорченный имидж.
Таалайбек Койчуманов, руководитель секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям:
— Кто виноват, не могу сказать. Этот вопрос достаточно комплексный, каждый вносит, так сказать, лепту, как со стороны правительственных структур, так и общества в целом. По каким-то показателям мы не можем выше головы прыгнуть и сократить разрыв с другими странами. Но есть показатели, которые связаны с процессом регулирования всей предпринимательской деятельности: много преград для ведения бизнеса, рост теневой экономики. Это уже проблема государства. Эти вопросы можно и нужно решать, если мы хотим развивать и улучшать инвестиционную среду.
Есть также моменты с международными судебными разбирательствами, связанные с деловой коррупцией. Это уже конкретные вещи, которые отражаются на имидже. И тот факт, что у нас проходят громкие судебные процессы, тоже нежелателен для имиджа.
Когда говорим о благоприятном инвестиционном климате для бизнеса, важны такие показатели, как простая система администрирования таможенного и налогового и отсутствие необоснованных и бесконечных проверок. Легкость ведения бизнеса и гарантии тоже очень важны. Надо, чтобы отсутствовали препоны и был доступ к инфраструктуре, инвесторы должны быть защищены и уверены в безопасности. Немаловажно и построение диалога между бизнесом и правительством, чтобы мы могли донести свой «голос» до властей и решения принимались с учетом мнения бизнеса.
Аделя Лаишева, программный директор представительства Internews network:
— Могу сказать о том, что реально журналисты влияют на имидж страны. К нам как-то армянин и азербайджанец на семинар приезжали. Так вот, начитавшись и насмотревшись на местные СМИ, они боялись сюда ехать. И были удивлены, что тут не юрты с верблюдами и люди очень мирные и добрые.
В Кыргызстане крайне редко журналисты говорят и пишут про что-то хорошее. Просто рассказ о хорошем мы называем рекламой почему-то. О хорошем рассказывать сложнее. Я была на встрече в Таласе. Там в селах люди радуются новой дороге длиной 2 километра, радуются дереву, на котором пять сортов яблок. Сами себе строят спортивные залы. Если так вопрос стоит: «Кто виноват, что у КР плохой имидж, — журналисты или чиновники?», то виноваты все.
Бегаим Усенова, глава Института медиаполиси:
— Роль СМИ в борьбе с коррупцией — посредством журналистских расследований предавать гласности факты коррупции. Все это нужно для того, чтобы наказание для коррупционера стало неотвратимым. К сожалению, в нашей стране материал журналиста, гласность — зачастую единственное наказание для коррупционера. Вот это проблема.
Все люди разные и по-разному воспринимают наш имидж. Если, например, милиция без каких-либо на то причин задерживает иностранцев, разве нельзя СМИ об этом писать? Или, например, если врач при свете мобильного телефона делает операцию? Журналисты обязаны об этом писать. Для кого-то наша республика — остров демократии, но это субъективно. Писать про коррупцию надо, а иначе как с ней бороться?
Дмитрий Орлов, эксперт:
— Президенту не нравится, что журналисты пишут о коррупционерах? Так это же замечательно! Потому что журналистам и в самом деле надо прекратить писать о коррупционерах. Надо писать о взяточниках, казнокрадах, «откатчиках», «шапочниках». Видите, сколько синонимов есть в русском языке?! Да и в кыргызском тоже есть немало слов, обозначающих такое явление, как взятка. А «коррупция» — это не наше слово. Вот и давайте прекратим употреблять его.
Что же касается отношения между имиджем страны, ее властью и СМИ, то один американский издатель, помнится, говорил: «Как только вы начинаете писать то, что нравится всем, вы перестаете быть журналистом. С этой минуты вы работаете в шоу-бизнесе». Понятно, что власти не нравится, когда о ее делах пишут в негативном тоне. Она хочет, чтобы ее любили и не замечали недостатков. И когда журналисты начинают писать о каком-то очередном «проколе» власть имущих, у тех возникает раздражение. Хотя власть в этом случае должна уметь, что называется, «держать удар» и реагировать адекватно.
По большому счету пресса — это зеркало общества. Если не считать чисто пропагандистские СМИ, которые кормятся исключительно тем, что поливают грязью республику. А на зеркало, как говорится, нечего и пенять. Разве журналисты выдвигают в парламенте идиотские инициативы? Разве журналисты виноваты в плохих дорогах и плохих законах? Разве журналисты «кошмарят» инвесторов и допускают в стране произвол? Иной раз послушаешь наших чиновников и депутатов и поневоле вспоминаешь классический вопрос: «Зачем такой маленькой республике такое большое горе?».
Гульнара Ускенбаева, президент Ассоциации поставщиков:
— Честно говоря, я не стала бы говорить о том, что в плохом имидже Кыргызстана на мировой арене виноваты именно коррупционеры или журналисты. Как говорится, рыба гниет с головы. Поэтому именно госорганы должны взять на себя эту почетную миссию ответственности за происходящее. С другой стороны, на самом деле проблема гораздо глубже. У нас сейчас очень плохо именно с моральными устоями в обществе. Общая тенденция такова, что воровать не стыдно. Здесь виноваты не журналисты, а первые лица государства, которые должны подавать пример. Советский Союз многие ругают. Но в нем было и хорошее. С детства внушалось, что воровать — это плохо. Возможно, партийные бонзы если и воровали или пользовались благами, то стеснялись этого. Сейчас такого нет.
Наверное, и депутаты в этом несколько виноваты. Они часто бывают вовлечены в разные скандалы. Естественно, что это отрицательно сказывается на имидже страны. Причем гораздо больше, чем какая-то журналистская статья. Если журналисты о чем-то пишут, то они не врут. Они просто излагают факты. Я не думаю, что имидж республики выиграет, если поймают коррупционера, а журналисты промолчат об этом. Поэтому я считаю, что парламент должен разделить с президентом и правительством ношу ответственности за происходящее в государстве.
Нурипа Муканова, председатель Антикоррупционного делового совета:
— Конечно, в сложившейся ситуации виноваты коррупционеры. Если рассматривать вопрос об имидже страны, то нужно признать, что на международном уровне очень мало позитивной информации о Кыргызстане. Даже те положительные моменты, которые есть в КР, не освещаются в СМИ других государств. Подается только информация, что Кыргызстан — страна революций, экономика плохая, высокий уровень коррупции. Об этом пишут журналисты, которые опираются на исследования и опросы международных институтов. Другой источник информации — добросовестные инвесторы. Они приезжают к нам в республику, сталкиваются с фактами коррупции и, естественно, рассказывают потом об этом.
— Что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась?
— Нам нужно давать пусть по капле, но положительную информацию о происходящем в стране. Например, говорить о том, как правительство выполняет свои обещания по защите инвесторов в КР. Пусть это будет 1-2 сообщения. Но такого рода информация больше заслуживает доверия, чем простые обещания. Кабмин часто дает обещания. К этому уже все привыкли. Как и к тому, что он может не выполнить свое обязательство. В сообщении о выполненных обещаниях будет говориться о том, что ведется работа.
Кайрат Осмоналиев, председатель экспертного совета координационного совещания правоохранительных органов:
— Что нужно для инвестора? Стабильная экономика, прочная правовая система, независимая и справедливая система правосудия. Это все составляет определенный имидж страны. В международных рейтингах инвестиционной привлекательности мы выглядим не очень хорошо. Последние арбитражи лишь подтверждают это. Только в Московском арбитражном суде мы уже проиграли в общей сложности более $145 миллионов. Анализируя все эти проблемные случаи, делаются выводы, что вкладывать в нашу республику опасно. Это слишком рискованное предприятие. К тому же оказывает влияние политическая нестабильность в КР. За 10 лет у нас сменилось уже два режима. Все это говорит о неустойчивом развитии, если мы вообще можем показать развитие. Я бы назвал это, скорее, турбулентностью. В таких условиях в государство могут прийти только те, кто готов рисковать. Но таких уже мало. Мы маленькая страна с большой нехорошей историей, связанной с инвестициями. Какой здравомыслящий инвестор захочет вкладывать сюда деньги?
Все эти проблемы созрели давно. В системе правосудия нет единообразной политики. Есть факты вопиющей безнаказанности. Но, с другой стороны, инвесторы, приходя в нашу республику, сразу составляют план отхода. Они заранее составляют договоры таким образом, чтобы потом можно было выиграть дела в международном арбитраже. А у нас очень мало юристов, которые разбираются в международном праве. И только журналисты находят такие факты и предают гласности. В политической элите очень мало людей, обладающих государственным мышлением. Очень много маргинальных и случайных людей.
— И что же делать?
— Нельзя сказать, что положение совсем уж катастрофическое. Можно сказать президенту «спасибо» за объявленную борьбу с коррупцией. Заведено несколько громких уголовных дел. Другое дело, что они не доводятся до логического конца, то есть до возмещения причиненного государству ущерба. Нет единого подхода к обвиняемым в коррупции. Кто-то гниет в заключении, а кого-то отпускают на лечение за границу. Чтобы решить проблемы, должна быть единообразная политика без привилегий.
Сергей Осаволюк, руководитель проекта по улучшению инвестиционного климата в КР Международной финансовой корпорации (IFC):
— Я дипломатично не соглашусь с главой государства в том смысле, что в плохом имидже Кыргызстана на международной арене виноваты журналисты. Они всего лишь отображают ту действительность, которая есть сейчас в стране. Конечно, есть журналисты, которые могут иногда ошибаться. Но это не говорит о том, что они виноваты во всем. Журналисты — люди, которые лишь освещают ситуацию. Я не соглашусь и с тем, что у КР плохой имидж на международной арене. Да, он мог быть лучше. Однако нельзя сказать, что он абсолютно плохой. Есть определенные недостатки, но есть и преимущества. Что касается преимуществ, то тут можно говорить много. Это и достаточно либеральная экономика, хорошее географическое положение. Есть, безусловно, и недостатки. О них все тоже хорошо знают. Например, даже те идеи, которые озвучиваются периодически парламентариями, могут повлиять на настроение инвесторов. Даже если правительство и не собирается их поддерживать. В данном случае я говорю об идеях национализации или реприватизации каких-то крупных объектов. Конечно, это не способствует хорошему имиджу. Люди ведь читают, не хотят рисковать своими деньгами, зная, что завтра могут все поменять.
Кроме того, есть и объективные проблемы. Были успехи, которые достигнуты за годы независимости. Но все равно государству есть еще чем заняться. Это касается в первую очередь условий ведения бизнеса. И тут проблем много. В этом направлении есть положительные примеры. Кыргызстан находится на одном из первых мест в мире по легкости открытия предприятий. А есть отрасли, где мы находимся на самых последних местах. Например, проблемы с банковским законодательством, которое нужно упрощать, проблемы с коррупцией, судебной системой, госконтролем. У нас принято множество хороших законов. Однако есть проблемы с реализацией. Мы видим, что закон о проверках хозяйствующих субъектов не имплементирован в жизнь в надлежащем виде. Это в первую очередь отражается на частоте проверок компаний. Поэтому не стоит обвинять журналистов. Лучше заняться решением объективных проблем.
Азис Абакиров, гражданский активист:
— Чтобы в Кыргызстан шли инвесторы, как женихи на свидание, девушке недостаточно быть красивой и хорошенькой, нужно быть умной, прогрессивной, справедливой, а самое главное — порядочной. Тогда придут знатные женихи, то бишь инвесторы, а не проходимцы и шарлатаны, у которых на уме не долгосрочные отношения, а сиюминутные выгоды.
http://www.24.kg/perekrestok/189244-smikorrupcionery-kto-vinovat-v-ploxom-imidzhe-kg.html