Артем Петров
Ох уж эти журналисты… О каком их профессионализме может идти речь?!.. Врут и не краснеют… Я местные газеты принципиально не читаю и телеканалы не смотрю… Да все они продажные.
Это лишь некоторые из отзывов, которые оставляют пользователи популярного отечественного интернет-форума в темах о работе республиканских журналистов.
Большинство общественных обсуждений во Всемирной сети сводятся к тому, что местные «акулы пера» не способны предоставлять обществу объективную информацию. Либо они этого делать не умеют – в университетах не научили, либо им этого делать не дают – в стране действует цензура, либо они сами просто не желают работать на профессиональном уровне – разленились.
А еще премьер-министр республики Омурбек Бабанов, на заседании парламента заявил о необходимости усиления ответственности средств массовой информации на законодательном уровне за публикуемые материалы.
В общем же, мысль о том, что СМИ Кыргызстана переживают сегодня не лучшие времена, витает в воздухе и активно обсуждается как общественностью, так и власть предержащими.
Правда это или нет? Если правда, то кто виноват? И почему? Ответить на эти вопросы мы попытались в данной статье. Помочь нам согласились некоторые известные республиканские эксперты и журналисты.
Недостойная смена
Главная среди проблем средств массовой информации республики сегодня – острая нехватка молодых профессионалов, особенно грамотных аналитиков, способных логически правильно и доступно раскладывать по полочкам составляющие того или иного события в стране.
— Новое поколение журналистов малоразборчиво, необразованно, легко перешагивает через морально-этические рамки, — говорит правозащитница Токтайым Уметалиева. – В результате профессиональный уровень подачи информации год за годом падает. Общество начинает хуже относиться к тому, что пишут и показывают журналисты. Поэтому сегодня люди больше доверяют друг другу, чем средствам массовой информации.
— Сегодняшние СМИ Кыргызстана переживают острейший кризис, — соглашается заместитель главного редактора общественно-правовой газеты «Дело №» Вадим Ночевкин. — Он, прежде всего, выражается в депрофессионализации. Одна из причин – острый кадровый голод: многочисленные факультеты журналистики выращивают профнепригодные кадры.
— Пусть бросит в меня камень тот, кто берется утверждать, что работа журналиста в КР непопулярна, — делится своей точкой зрения генеральный директор Центрально-Азиатского представительства «Российской газеты» Дмитрий Евлашков. – Факультеты и отделения журналистики лепят «коллег» сотнями в год. Но где та талантливая молодая поросль? До редакций доходят единицы.
— Молодые кадры – нахрапистые, но мало знакомые с основами журналистики и элементарной этики, — рассказывает обозреватель газеты «Комсомольская правда – Кыргызстан» Эрлан Сатыбеков. – Многие прежние принципы в сфере СМИ для них пустой звук. Отсюда вал некачественных материалов, статей, базирующихся на слухах, откровенной заказухи и неприкрытого пиара.
Однако заведующий кафедрой международной журналистики Кыргызско-Российского Славянского Университета Александр Кацев подобные обвинения отрицает, но подчеркивает, что говорить за все вузы республики, обучающие будущих журналистов, он не имеет права.
— Этот спор – тому ли учат студентов на факультетах журналистики – стар как мир, — объясняет он. – Редакторы утверждают, что мы не даем достаточных практических знаний студентам, все больше теорией занимаемся. Но почему они тогда все-таки берут на работу наших выпускников? Говорят, что мучаются с ними, заново обучая тому, чему они якобы должны были обучаться в университете. Так не берите и не будете мучиться, что я еще могу сказать?
В общем, если суммировать все экспертные мнения, касающиеся проблемы нехватки профессионалов в СМИ республики, то можно сделать неутешительный вывод – вылечить «болезнь» вряд ли получится, потому что нет и не предвидится достойной смены уходящим из отечественной журналистики «старым» кадрам. Это, как считает правозащитница Токтайым Уметалиева, уже в ближайшем будущем приведет к тому, что общество будет доверять журналистам еще меньше, чем в наши дни.
Свободы стало больше, но…
А как в республике в наши дни обстоят дела со свободой слова и с законами, регулирующими деятельность средств массовой информации? Насколько, например, реально воплощение в жизнь слов премьер-министра КР Омурбека Бабанова о необходимости усиления ответственности СМИ за публикуемые материалы?
— Я не думаю, что это произойдет, — говорит депутат парламента Ширин Айтматова. – Большинство депутатов сегодня понимают, что разговаривать с журналистами с позиций ужесточения законодательства не стоит. С ними можно и нужно договариваться. А еще лучше просто не обращать внимания на критические статьи. Ведь политики – публичные люди, их должны критиковать.
Что касается свободы слова в Кыргызстане, то некоторые эксперты заявляют: ситуация после апреля 2010 года значительно улучшилась. Другие же считают, что давление власти на СМИ никуда не исчезло, оно приняло завуалированные формы.
— Что произошло после апрельских событий 2010 года? Пресса начала обретать свободу, – уверен главный редактор аналитического сайта «Region.kg» Игорь Шестаков. – Не в полной, конечно, мере, но дело сдвинулось с мертвой точки. Республиканские СМИ уже неподконтрольны власти, свободны от ее влияния и набирают силу как независимые инструменты формирования общественного мнения.
— В политике установилась хоть и примитивная, но всё-таки худо-бедно работающая система сдержек и противовесов, — говорит заместитель главного редактора общественно-правовой газеты «Дело №» Вадим Ночевкин. – В условиях, когда ни одна из политических сил не может доминировать, давить на СМИ становится рискованно. Любой попыткой давления может немедленно воспользоваться противоборствующая политическая группировка.
— Сегодня многие представители истеблишмента расценивают СМИ лишь как удобный инструмент, служащий для реализации конкретно их целей и задач, — объясняет обозреватель газеты «Комсомольская правда – Кыргызстан» Эрлан Сатыбеков. – Иногда задач местечковых, а иногда – и глобальных.
Кстати говоря, факт постепенного превращения средств массовой информации в инструменты обслуживания политических интересов власть предержащих, по мнению экспертов, виден невооруженным глазом.
— Беда отечественных СМИ в наши дни в том, что они все больше занимаются удовлетворением потребностей политических элит, — говорит правозащитница Токтайым Уметалиева. – Политиков, особенно политические партии, которые сами, выпуская свои газеты, начинают активно играть на медиаполе страны, это устраивает. Общество, увы, нет.
— Раньше на средства массовой информации «давила» администрация президента, — полагает главный редактор аналитического сайта «Region.kg» Игорь Шестаков. – Сегодня СМИ могут попасть под контроль со стороны парламентских политических партий, которые становятся активными участниками отечественного медиа-пространства. Самое главное, что общество не в состоянии защитить СМИ от этого партийного диктата.
А заведующий кафедрой международной журналистики Кыргызско-Российского Славянского Университета Александр Кацев считает, что никаких особенных изменений во взаимоотношениях средств массовой информации и власти с апреля 2010 года не произошло.
— СМИ просто опять поменяли направление, — говорит он. – И так было всегда. Пресса, которая во времена Акаева была оппозиционной, при Бакиеве стала провластной. Потом опять ушла в оппозицию. Меняется власть — меняется направление.
Интернет-угроза
В последние несколько лет в мире отмечается следующая тенденция – блог-журналистика и социальные сети вытесняют с рынка привычные формы работы средств массовой информации. Так, зарубежные исследователи дают печатным СМИ время до 2020-2025 года. После чего издания, которые не перестроятся и не «уйдут» во Всемирную сеть до указанного срока, перестанут существовать.
СМИ Кыргызстана не исключение из этого правила. В республиканском сегменте Интернета давно и успешно действуют уже больше 10 информагентств и изданий. Кроме того, в последнее время пользователи, особенно молодежь, предпочитают получать интересующую их информацию из отечественных социальных сетей, представленных различными форумами. Почему?
— Рост популярности интернет изданий и интернет-форумов в республике как раз и обусловлен падением доверия к традиционным СМИ, — объясняет правозащитница Токтайым Уметалиева. – Люди, повторю, больше доверяют друг другу, чем журналистам. Но я не думаю, что Интернет в ближайшие 10-15 лет вытеснит газеты. Всемирной сетью в Кыргызстане охвачено около 15 процентов населения. Большинство все-таки черпает информацию из печатных изданий.
По мнению заведующего кафедрой международной журналистики Кыргызско-Российского Славянского Университета Александра Кацева, традиционным СМИ в будущем придется поменять формат работы.
— В глобальном смысле сегодня наступил третий этап развития литературы и журналистики, — рассказывает он. – Первый был дописьменный, второй – письменный, третий – постписьменный. Сегодня ученики 11 классов не умеют читать. Не верите? Возьмите газету и попросите их прочитать какую-нибудь статью вслух. Они будут читать по слогам. С большим удовольствием они будут рассматривать фотографии на газетных страницах. Что такое постписьменная журналистика? Это большое фото плюс минимум текста под ним. То есть, как можно больше иллюстративного материала. Именно по этой же причине набирают популярность социальные сети. Там используется свой язык, своя, облегченная, структура общения.
— Возможности Интернета усиливаются день ото дня. В Сети появляется все больше ресурсов, влияющих на общественное, политическое, экспертное, и иное мнение, — говорит обозреватель газеты «Комсомольская правда – Кыргызстан» Эрлан Сатыбеков. – И не просто влияющих, но и формирующих его. Поэтому я не стал бы исключать того, что действительно, в будущем кибер-СМИ могут составить конкуренцию традиционным средствам массовой информации. Может, и не вытеснить целиком (что связано со слабой IT-оснащенностью большинства населения республики, и его доступом к полноценному пользованию Интернетом), но серьезно ослабить позиции других медиа они могут.
Некоторые журналисты, с которыми мы побеседовали, были довольны резки в своих суждениях:
— Депрофессионализация СМИ как раз и происходит из-за развития блог-журналистики, — говорит заместитель главного редактора общественно-правовой газеты «Дело №» Вадим Ночевкин. – Безответственность Интернета убивает журналистику как профессию, превращает её в средство манипулирования сознанием. Что же касается самой блог-журналистики, то сегодня это – обыкновенная профанация журналистики. Сомневаюсь, что в обозримом будущем блогеры заменят в Кыргызстане традиционные СМИ.
— Уже рассчитано время гибели газет, — считает директор Центрально-Азиатского представительства «Российской газеты» Дмитрий Евлашков. – Но я не думаю, что это произойдет. Останутся наиболее популярные, небольшими тиражами, для той аудитории, кто привык держать в руках печатный лист, а не тыкать кнопки в телефоне. Таких все-таки останутся сотни и десятки тысяч. Газета станет эксклюзивной, практически, как книга. А тех, кто «читает» телефон или монитор компьютера, ожидает постепенная и профессиональная, и социальная деградация и оглупление. Поколение-next будет сверхмобильно, суперкоммуникабильно. Но – не читая книг и газет! – сверхтупо. Так называемая блог-журналистика — это машинная эпистолярная болтовня без всякой ответственности за написанное слово. Она представляет собой угрозу для нормального общества и механизм антигосударственных переворотов. И в целом это опасное явление для цивилизации, порождающее роботизацию сознания и придающее любому проектанту возможность для манипуляций обществом.
Смотреть с реализмом
Закончить эту статью мы хотели бы словами завкафедрой международной журналистики КРСУ Александра Кацева, как нельзя лучше подходящие для заключения «Нужно смотреть на будущее СМИ Кыргызстана не с оптимизмом, не с пессимизмом, а с реализмом. Да, проблем у республиканских журналистов много, и с каждым годом их становится все больше. Но средства массовой информации страны работают. И будут работать. В том, что журналистов критикуют, порой нещадно, нет ничего страшного. Журналистика профессия творческая, она предполагает наличие как тех, кто будет ею восхищаться и хвалить, так и тех, кто будет ее ругать, обвиняя в продажности и необъективности. Это надо понять и двигаться дальше».
Все респонденты в ходе этого обзора, на вопрос, «какое будущее ждет средства массовой информации в свете вышеперечисленных проблем?» практически единодушно сказали: «Хорошее будущее ждет».