Почти три года назад, 10 января 2021 года, Садыр Жапаров был избран президентом Кыргызстана. За этот период глава государства не раз высказывался о свободе слова.
Редакция Factcheck.kg решила вспомнить его обещания и заявления, а также что было выполнено.
2021 год. Допросы, уголовные дела на журналистов, митинги против НПО
Одно из ранних заявлений главы государства о свободе слова было еще на посту и.о президента, 6 ноября 2020 года. Тогда Жапаров на неформальной встрече с журналистами в госрезиденции «Ала-Арча» заявил, что он сам любит карикатуры на него и никого за это наказывать не собирается.
“Я вам даю слово и пожму руку, если вы хотите, что не будет гонений за карикатуры в интернете”, — пообещал Жапаров.
Чуть позже, 14 декабря 2020 года, будучи и.о президента в ходе пресс-конференции Садыр Жапаров говорил, что его двери всегда будут открыты для журналистов.
“Мне нужна ваша помощь. Если вы будете делать справедливые расследования с фактами, это не останется без внимания и наказания», — заявлял президент Садыр Жапаров.
После избрания на пост президента, 11 января 2021 года, во время пресс-конференции на вопрос, будет ли он подавлять СМИ, которые занимаются критикой, глава государства заверил: «Нет, такого не будет».
«Я и сам заинтересован защищать свободу слова. И обязательно буду ее отстаивать. Если на вас будут устраиваться какие-то гонения, то буду заступаться. Но и я вас прошу: будь то мои выступления или других политиков, членов правительства – не надо вырезать из контекста и добавляя свои комментарии, менять смысл. Давайте обе точки зрения, беспристрастно. Тогда и гонений не будет. Я прошу от вас только ответственности. Надо быть справедливыми».
Вопреки заверению, спустя несколько месяцев начались допросы журналистов, были и случаи нападения, а также заводились уголовные дела и устраивались митинги против НПО.
В мае 2021 года началось обсуждение в Жогорку Кенеше закона «О манипулировании информацией». Этот закон ограничивал свободу слова, его отправили на доработку, но были приняты законы “О некоммерческих организациях” и “О защите от недостоверной (ложной) информации”. Новые изменения в законе обязали все НКО публиковать отчетность о работе — включая бухгалтерские документы, счета и имущество организаций и личные данные сотрудников, а закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» дал возможность властям без решения суда блокировать любые сайты, где, по их мнению, публикуется фейковая информация.
В конце 2021 года журналисты стали возмущаться, что профильные ведомства игнорируют их запросы. В итоге практически вся информация по «Кумтору» стала “коммерческой тайной”, как и зарплаты сотрудников и руководителей аппарата главы государства. В ГКНБ игнорировали запросы о том, на какой стадии находятся уголовные дела в отношении: депутата Алиярбека Абжалиева, экс-мэра Бишкека Азиза Суракматова, а также бывшего начальника Юго-Западной таможни Нурбека Айтмаматова.
2022 год. Гонения, аресты журналистов
Согласно данным Генеральной прокуратуры в период с 2010 по 2022 годы в отношении журналистов и СМИ были возбуждены тринадцать уголовных дел. Больше половины из них открыты за последние два года, сообщала «ПолитКлиника».
В 2022 году Садыр Жапаров неоднократно констатировал, что в Кыргызстане есть свобода слова и страна на правильном демократическом пути развития.
Однако преследование журналистов продолжились. После публикации материала журналистом-расследователем Болотом Темировым о родственниках главы ГКНБ Камчыбека Ташиева, которые заработали более 30 млн сомов на продаже мазута с госпредприятия, Темирова задержали. Во время задержания у него якобы обнаружили наркотики.
После он опубликовал еще одно расследование, где упоминается сын главы ГКНБ Камчыбека Ташиева, Тай-Мурас. За этим последовали обвинения в “подделке документов” и “незаконном пересечении границ” журналистом. 28 сентября суд оправдал его по обвинению в “незаконном пересечении границ” и “незаконном хранении наркотиков”, однако признал виновным в “подделке документов”. Под конец 2022 года, 23 ноября, сразу после оглашения приговора Бишкекским горсудом, Болота Темирова депортировали из страны за счет госбюджета.
В том же году был задержан директор Next TV Таалай Дуйшенбиев по обвинению в разжигании межнациональной розни за перепечатку поста экс-главы КНБ Казахстана на странице телеканала в соцсетях. Суд признал его виновным и приговорил к пяти годам лишения свободы, но назначил ему пробационный надзор.
23-24 октября 2022 года правоохранительными органами были арестованы более 20 политиков и активистов, которые выступали против передачи территории Кемпирабадского водохранилища Узбекистану по делу в «подготовке к организации массовых беспорядков».
Еще одним громким делом в 2022 году была блокировка сайта “Азаттык Медиа”. Блокировка сайта стала возможной после принятия закона «О защите от недостоверной информации». Министерство культуры и информации на два месяца заблокировало сайт из-за публикации видеоматериала о конфликте на кыргызско-таджикской границе 14 −17 сентября 2022 года под названием «Тяжелые бои на границе Кыргызстана и Таджикистана». После Государственная служба финансовой разведки заморозила счета редакции. Дело длилось больше полугода, после чего издание удалило материал и сайт возобновил свою работу.
Кроме того, по этому же закону был заблокирован сайт газеты ResPublica и была попытка заблокировать сайт 24.kg.
На состояние свободы слова может повлиять и новый законопроект “О СМИ”. В октябре 2022 года администрация президента Кыргызстана вынесла на обсуждение проект нового закона о СМИ, который существенно ограничивает права на свободу слова, информации и СМИ. Документ, в случае принятия, даст возможность закрыть СМИ за два нарушения в течении года и также запретит вмешиваться в личную жизнь граждан. Таким образом, журналистские расследования могут попасть под запрет. На сегодняшний день представлена пятая версия закона о СМИ, но ее раскритиковал институт Омбудсмена и ОФ «Институт Медиа Полиси».
2023 год. Кыргызстан упал в мировом рейтинге свободы прессы, преследования журналистов и медиа продолжаются
Кыргызстан за 2023 год потерял 50 строчек во Всемирном индексе свободы прессы. Теперь страна занимает 122 место из 180. После чего Садыр Жапаров заявил, что свобода слова и защита прав человека являются его главным приоритетом.
Однако на сегодняшний день власти продолжают ограничивать свободу слова. Так, к примеру, в сентябре 2023 года Министерство культуры и информации после обращения ГКНБ потребовало от редакции Kloop.kg удалить материал о пытках в СИЗО-1 задержанного политика Равшана Жээнбекова, но издание отказалось, после чего ведомство заблокировало кыргызскую версию сайта.
Незадолго до этого прокуратура Бишкека подала иск в суд о закрытии ОФ “Клооп Медиа”, поскольку ГКНБ обнаружил контент “направленный на резкую критику проводимой политики действующей власти”. Представители медиа Кыргызстана отметили, что это “подавление свободы выражения мнения в целом в стране”.
В Жогорку Кенеше принят в первом чтении закон «О НКО», который предусматривает введение понятия «иностранный представитель», аналог российского законопроекта об иноагентах. ООН призывал власти Кыргызстана отклонить законопроект. По их мнению, он вызывает серьезные опасения, поскольку способен повлиять на работу гражданского общества и может привести к нарушению фундаментальных прав на свободу выражения мнений. А сам законопроект предусматривает уголовную ответственность и лишение свободы на срок до 10 лет за активное участие или поддержку НКО.
Вывод: заявления и обещания главы государства разнятся с действиями власти. Вместе с тем, Кыргызстан в мировом рейтинге свободы прессы теряет свои позиции. Только за 2023 год спустился на 50 строчек.