С развитием всего в нашем мире,в обиходе медийщика появляются новые слова и термины. «Телекритика» собрала главные неологизмы современного журналиста.
1
Аппликуха (application)
Мобильное приложение. Было время, когда каждое уважающее себя СМИ стремилось создать приложение, однако сейчас бум на них прошел, ведь стало ясно, что пользователи чаще заходят на сайты из соцсетей или напрямую через мобильный браузер. Тем не менее в Украине есть примеры СМИ, у которых хорошо развито приложение. Например, спортивный сайт Tribuna.
Жанр журналистики, в основе которого лежит обработка данных и их использование для создания журналистского материала. Они могут быть как инструментом для раскрытия истории, так и ее источником. В Украине активнее и успешнее всего журналистику данных использует издание Texty.
Способ подачи материала, который одновременно направлен на развлечение и на информирование аудитории. Например, когда важную тему объясняют в виде смешных гифок или видеороликов. Наиболее он популярен на ТВ, где чаще остальных апеллируют к эмоциям зрителей.
Формат подачи материала, когда на пальцах объясняют сложные темы. Журналисты отвечают на самые очевидные вопросы по теме, что помогает читателю разобраться в сути. На постсоветском пространстве основоположником формата считается издание «Медуза», после них многие медиа начали подавать информацию подобным способом.
Коллективный офис, свободное пространство. Если вы хотите быть модным и современным, то не смейте говорить, что ваша редакция работает «в офисе», только – в коворкинге.
Слияние различных информационных технологий в единый ресурс. Это СМИ, в котором в равной степени сочетаются тексты, видео и фотоматериалы. Сейчас очень популярно говорить об «универсальном журналисте», который может и текст написать, и хорошо сфотографировать, а также снять и смонтировать видеосюжет. Именно такие сотрудники идеально подходят для конвергентных медиа.
7
Медийка (медийная реклама)
Классический вид онлайн-рекламы. Помимо текста, она содержит в себе дополнительную звуковую и визуальную информацию. Ее можно сравнить с привычной рекламой в печатных СМИ, но наличие у баннера гиперлинка, анимации и интерактивности расширяют воздействие рекламы на аудиторию.
8
Мобайл фёст (Mobile first)
Стратегия, согласно которой сайт издания в первую очередь ориентирован на пользователей мобильных телефонов, а не ПК. Так как большинство интернет-пользователей сейчас сёрфят в сети с помощью телефона, то редакторы и создатели СМИ заинтересованы в том, чтобы создать для своего медиа сайт, который удобно читать со смартфона.
Извлечение прибыли из проекта. Монетизировать свое СМИ мечтают все редакторы, поэтому придумывают различные способы заработка – от пейвола до нативной рекламы
«Естественная реклама». Панацея от всех бед, вещь, на которую молятся digital-медиа, а редакторы надеются, что она выведет их СМИ на чистую прибыль. Как часто говорят редакторы, материалы с нативной рекламой вышли бы и так, но с ней они приносят СМИ деньги. Единственное отличие – это упоминание рекламного бренда. Например, выходит материал о том, как правильно пить алкогольные напитки, и сверху материала стоит логотип виски Jameson.
Подписная модель работы СМИ, когда читатели регулярно платят медиа определенную сумму. Еще один способ монетизации, на который уповают украинские СМИ. Однако успешных примеров его работы в Украине еще нет.
Медиафайлы (звуковые или видео), которые распространяются в интернете в стиле радио или телепередач. В отличие от слушателей радио, которые слушают то, что им предлагает радиостанция, подкастинг позволяет самостоятельно выбирать то, что вы хотите слушать или смотреть.
Обработка исходных текстовых материалов для их дальнейшего использования. Проще говоря это то, чем занимается абсолютное большинство редакторов ленты новостей – берут новость из первоисточника, немного переписывают ее (или не переписывают) и публикуют у себя. В самом рерайтинге нет ничего плохого, если стоит гиперлинк на первоисточник.
Исследование. Не удивляйтесь, если вам редактор современного СМИ скажет, что нужно прорисёрчить конкретную тему. Ведь это то, что необходимо делать перед написанием любой истории. Проще говоря, это сбор необходимой для материала информации.
Краткий обзор ключевой темы или идеи. Например, президент произнес в Верховной Раде двухчасовую речь. У людей попросту нет времени слушать ее всю, поэтому журналисты извлекают оттуда все самое главное и публикуют. Можно делать саммари чего угодно: начиная от книг и фильмов и заканчивая Twitter-аккаунтами. Так, недавно украинская порноактриса рассказала в Twitter много интересного из порнобизнеса. Чтобы не читать все, можно сделать саммари ключевых фактов.
16
Сторителлинг (или лонгрид)
Способ рассказать историю таким образом, чтобы ленивая аудитория интернета смогла прочитать большой текст. Это формат длинного материала, в котором соединяются текст, видео и фотографии. Главное в нем – контент. Самый популярный пример сторителлинга – это материал
Snow Fall The New York Times, который породил этот жанр и показал, каким может быть текст в цифровую эпоху, чтобы его действительно хотелось читать.
Прямая видеотрансляция (иногда бывает и текстовая). В Украине жанр стрима стал популярен во время Революции достоинства. Тогда благодаря ему свою первую многочисленную аудиторию получило Hromadske TV. Его журналисты стримили постоянно, благодаря чему аудитория издания знала, что происходит в горячих точках на центральных улицах столицы прямо сейчас.
Уникальный посетитель. Неповторяющийся пользователь, обладающий уникальными характеристиками, зашедший на сайт в течение определенного промежутка времени. Редакторы онлайн-СМИ часто меряются количеством уников на своих сайтах. Считается, что чем больше уников – тем дороже реклама. Но некоторые СМИ рассказывают, что их уники умнее и платежеспособнее уников другого медиа, поэтому именно им нужно платить больше.
Проверка фактов. Матерное слово для многих журналистов, которые часто в спешке забывают или не хотят проверить факты, что в итоге влияет на качество вышедшего материала. Сейчас очень модно и популярно проводить различные семинары и мастер-классы, на которых призывают журналистов обязательно проводить фактчекинг. Ведь лучше опоздать с публикацией, чем поспешить и ошибиться, в результате получив негативный фидбек аудитории.
Обратная реакция. Мнение аудитории либо редактора относительно материала журналиста. Получив фидбек, журналист в следующий раз учтет ошибки и пожелания, сделав материал лучше.
Подписчик. Считается, что чем больше у тебя фолловеров, тем круче и дороже ты как специалист. Поэтому многие журналисты/блогеры могут публиковать откровенно «желтый» контент, который нравится аудитории и приносит им новых подписчиков.
Свободный работник. В нашем случае журналист, который не закреплен ни за одной редакции, но сотрудничает с несколькими, предоставляя им свои услуги как автор. Фрилансеры могут быть разными: одному достаточно двух текстов в месяц, чтобы прокормить семью, другому приходится писать по пять штук в неделю.