На прошлой неделе в Октябрьском суде продолжилось рассмотрение дела о признании ареста на акции ЗАО «Вечерний Бишкек», принадлежащие Александру Киму и Анне Власенко, незаконным и подлежащим отмене.
Однако в прошлый четверг следователь Генеральной прокуратуры Каныбек Узакбаев на заседание не явился. Ранее судья запросил его предоставить материалы уголовного дела, в связи с возобновлением рассмотрения которого и был наложен арест.
Оказалось, что, придя раньше назначенного времени, Узакбаев оставил в суде письмо и удалился. В своем послании Узакбаев сослался на тайну следствия, поэтому, мол, запрошенные материалы дела не могут быть предоставлены суду. Следователь даже выразил опасение по поводу возможной утечки информации.
В свою очередь директор по правовым вопросам ЗАО «Вечерний Бишкек» Сергей Воронцов заявил судье Анарбеку Мамбеталиеву, мол, складывается парадоксальная ситуация, когда следователь не выполняет требования суда, и до сих пор не была предоставлена информация о том, в какой стадии находится расследование, на какой срок оно продлено.
Стоит напомнить, что в ноябре прошлого года Александр Ким пояснил, что в 2001 году вошедшая в состав учредителей подставная компания Адиля Тойгонбаева «Петровски корп.», которой Александр Рябушкин продал свою долю, стала распродавать здания, ценные бумаги и другое имущество ОсОО «Рубикон». Подписи же в протоколах общего собрания с одобрением этих сделок были сфальсифицированы.
Сразу после мартовской революции 2005–го Александр Ким обратился в СНБ о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, незаконно завладевших имуществом ОсОО «РФ Рубикон». Это дело было возбуждено в апреле 2005 года в связи с заявлением Кима по фактам преступлений, совершенных в 2001 году.
Но о нем не вспоминали 10 лет. За это время не проводилось никаких следственных и процессуальных мероприятий. Заявителей никто не информировал, проходит ли следствие, либо дело прекращено, передавалось ли в суд или благополучно сдано в архив, поскольку срок давности по этому делу о мошенничестве составляет 7 лет.
После ареста на акции ЗАО «Вечерний Бишкек», принадлежащие Александру Киму и Анне Власенко, адвокаты обратились с жалобой в суд на незаконность действий следователя прокуратуры.
После мартовской революции 2005 года следственным управлением СНБ КР уголовное дело было возбуждено и затем передано в Генеральную прокуратуру,
Адвокаты ранее заявляли в суде, что сотрудники Генпрокуратуры грубейшим образом нарушили статью 119 УПК КР, по которой наложить арест можно на «имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, по закону несущих материальную ответственность за их действия».
Но Ким и Власенко сами являются пострадавшими от действий Адиля Тойгонбаева и его фирмы «Петровски корп.». Однако следствие не желает признавать их потерпевшими.
«Почему за четыре с половиной месяца следствие не удосужилось пригласить Кима и Власенко для дачи показаний, для предоставления каких-то показаний, которые касаются причинения им ущерба еще в 2001 году? Почему сейчас ничего не делается? У Кима и Власенко во времена президента Акаева отобрали собственность. Во времена Бакиева в 2005 году уголовное дело возобновили, но спрятали под сукно. А сегодня, в период правления Атамбаева, из пострадавшего делают обвиняемого, потому как по закону арест на акции накладывается лишь в том случае, если их собственник подозревается в совершении преступления», — отметил Воронцов.
Адвокат Нурбек Токтакунов прокомментировал: в случае, если следователь не приносит материалы дела, то суд должен принимать решение по имеющимся, а их достаточно для вынесения решения о незаконном аресте акций и нарушении прав Кима и Власенко.
«Судья в отсутствии информации следователя может и должен выносить решение, однако очевидно, что он идет на поводу следствия, помогает ему, дает время подыскивать новые аргументы. Сегодня следователь Генпрокуратуры ссылается на тайну следствия, через неделю найдут новый повод, заявят о чем-нибудь, чего мы не еще не знаем», — заявил Токтакунов.