Российские компании приступили к решению задачи по получению доступа к переписке пользователей WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Telegram и Skype. Это необходимо для реализации «закона Яровой», в рамках которого для борьбы с терроризмом власти намерены осуществлять перехват и полную дешифровку трафика россиян. О том, что такое требование может оказаться технически неосуществимым, эксперты предупреждали еще на стадии обсуждения закона. Особенно в том случае, если в мессенджерах используется end-to-end-шифрование, то есть когда ключ от переписки формируется на конечном устройстве, например смартфоне пользователя.
Con Certeza, которая разрабатывает системы технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) на сетях операторов связи, ищет подрядчика для проведения исследования по возможности перехвата и расшифровки трафика популярных мессенджеров: WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Telegram, Skype. Это следует из переписки (копия есть у «Ъ») сотрудника Con Certeza с техническим специалистом одной из российских компаний в сфере информационной безопасности (ИБ). Подлинность данной переписки подтвердили технический специалист и гендиректор этой ИБ-компании, сотрудник Con Certeza не ответил на вопросы «Ъ», но пообещал переслать их «тем, кто в курсе ситуации».
«Примерный состав работ такой. Рассмотреть основные мессенджеры — WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Telegram, Skype для платформ iOS и Android. Подготовить экспертное заключение по возможности перехвата чувствительных данных, то есть идентификаторов сторон общения, паролей, сообщений, при работе с копией трафика, и продемонстрировать прототип, если есть возможность. Сделать то же самое, но с MITM (атака Man-In-The-Middle.—«Ъ») и, если возможность есть, продемонстрировать прототип на локальном стенде»,— говорится в письме сотрудника Con Certeza.
Согласно переписке, на исследование одного мессенджера дается два месяца, начать работы предлагается с Viber. Оплата работ по каждому мессенджеру составляет 130 тыс. руб. за выполнение основной части исследования и 230 тыс. руб. бонуса «в случае получения идентификаторов сторон либо текста при использовании MITM». Цель исследования — «реализация или аргументация о невозможности реализации (данных функций.— «Ъ») в системах СОРМ согласно нормативным требованиям к операторам сотовой связи», пишет сотрудник Con Certeza. «Я был готов взяться за работу, если по окончании ее результат будет выложен публично, на что получил отказ»,— рассказал «Ъ» специалист ИБ-компании, с которым вели переписку из Con Certeza.
По данным kartoteka.ru, 76% ООО «Кон Цертеза» принадлежит Михаилу Лемешеву, а 24% — ООО «НЛП Груп», владельцами которого также являются Михаил Лемешев и ООО «Кон Цертеза». На сайте «НЛП Груп» указаны ряд проектов с МТС, двое собеседников «Ъ» на рынке телекоммуникаций утверждают, что группа создана людьми из числа бывших сотрудников МТС и в основном обслуживает этого оператора. Глава Con Certeza Андрей Лемешев упоминался в закупочной документации МТС в 2007 году как сотрудник оператора. В МТС от комментариев отказались.
«Исходя из описания, исследование Con Certeza будет сосредоточено на возможности получения информации о самом факте общения идентифицируемых пользователей, их переписки и в случае успешной реализации MITM подмены ее содержания»,— отмечает гендиректор Qrator Labs Александр Лямин. Для реализации положений «закона Яровой» ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг обсуждают набор технических решений, которые позволят реализовать доступ ко всему интернет-трафику россиян, включая перехват и дешифровку трафика с помощью MITM-атак (когда для пользователя это оборудование притворяется запрошенным сайтом, а для сайта — пользователем). Однако собеседники «Ъ» еще на стадии обсуждения закона ставили под сомнение возможность этого применительно к мессенджерам, использующим end-to-end шифрование.
«Теоретически перехватывать зашифрованный трафик, в том числе и от мессенджеров, использующих end-to-end-шифрование, осуществимая задача. Мессенджеры обмениваются публичными частями криптографических ключей перед началом переписки, которые можно подменить, что позволит расшифровать. Есть технологии, нацеленные на защиту от такого типа атак,— Key Pinning, то есть привязка конкретных сертификатов к конкретному веб-сайту или приложению. Мессенджеры, как и другие приложения, например банковские клиенты, использующие Key Pinning, откажутся работать в случае подмены сертификата для защиты пользователя»,— поясняют в Digital Security.
Представители Viber, Telegram, WhatsApp и Facebook Messenger не ответили на запросы «Ъ», в Microsoft, владеющем Skype, отказались от комментариев. «Цена мутная. Примерно столько стоит взлом WhatsApp конкретного человека с полным доступом к переписке. Но это неофициальные расценки, и на поток они не ставятся»,— отмечает консультант по интернет-безопасности Cisco Алексей Лукацкий. Он утверждает, что до сих пор не удавалось организовать массовый доступ к переписке в мессенджерах, «поэтому заключение о возможности перехвата, скорее всего, будет отрицательным и никакого прототипа тут быть не может». Господин Лямин добавляет, что уязвимость к перехвату топовых мессенджеров может стоить десятки тысяч долларов на «черном рынке уязвимостей».