«Дело в том, что не было вразумительно сказано, что Наблюдательный совет натворил или сделал не так, какие нормы, положения он нарушил. Говорили только о том, что членами Наблюдательного совета являются многие представители НПО, которые проедают гранты и поэтому придерживаются западных взглядов», — сказал в интервью ВРС Шамарал Майчиев, независимый эксперт, член Наблюдательного совета ОТРК.
Шамарал Майчиев, присутствовавший на заседании парламентского Комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике, рассказал ВРС о том, какие обсуждались вопросы, касающиеся Наблюдательного совета ОТРК: «На заседании Комитета рассматривался вопрос о Наблюдательном совете общественного телевидения. Это было протокольное поручение палаты Жогорку Кенеша. Основной вопрос был в том, что Наблюдательный совет необходимо распустить. По мнению людей, которые подготовили такой документ (скорее всего, это аппарат Жогорку Кенеша), есть недочеты в декретах, которые утвердили положение о Наблюдательном совете. В декрете написано, каким образом избирается первый Наблюдательный совет, он избирается на 3 года, а по новому положению Наблюдательный совет избирается Жогорку Кенешем на 5 лет. В этом положении есть свои квоты, нормы. Наблюдательный совет избран не Жогорку Кенешем, а временным правительством».
«На наш взгляд, никакого противоречия нет, потому что на тот момент Жогорку Кенеша не было, и временное правительство до формирования легитимных органов власти образовало Наблюдательный совет и преобразовало государственный канал в общественный».
«Второй вопрос — это то, что Наблюдательным советом недовольна некоторая часть общества. Но дело в том, что не было вразумительно сказано, что Наблюдательный совет натворил или сделал не так, какие нормы, положения он нарушил. Говорили только о том, что членами Наблюдательного совета являются многие представители НПО, которые проедают гранты и поэтому придерживаются западных взглядов», — сказал Майчиев.
В ходе интервью Шамарал Майчиев отметил, что о том, что будет рассматриваться вопрос относительно роспуска Наблюдательного совета, члены совета узнали случайно. «Если бы мы знали заранее, то могли бы подготовить отчет о проделанной работе за то время, которое работает Наблюдательный совет», — добавил Майчиев.
Далее Шамарал Майчиев дал разъяснения, в каких случаях Наблюдательный совет может быть распущен:
«Даже если допустить, что есть недочеты в декретах, это не влечет за собой роспуск Наблюдательного совета. Можно устранить эти недочеты. Кроме того, можно принять сначала закон, нет какой-то спешки, что нужно распустить совет именно сегодня. Но даже принятым законом нельзя распустить Наблюдательный совет, потому что закон обратной силы не имеет. То есть новые законы не могут отменить декреты, которые были приняты, и на основе которых был избран Наблюдательный совет. Они могут содействовать лишь тому, чтобы старые законы утратили силу, но вернуть все в начальное положение никак невозможно. Это общемировой принцип: закон обратной силы не имеет».
«Это примерно то же самое, что в Избирательный кодекс внести изменения и сказать: «Давайте этот Жогорку Кенеш распустим и выберем новый». В любом случае, какие бы изменения ни вносились в Избирательный кодекс, этот Жогорку Кенеш будет работать, а основания для роспуска прописаны в законе. То же самое по Наблюдательному совету ОТРК — нет механизма роспуска совета какими-либо ветвями власти. Это общественное телевидение, там есть механизмы выбора, чтобы потом государство не оказывало влияние на Наблюдательный совет. Есть механизмы досрочного отзыва, необходимо только их доработать, отчитаться перед обществом, парламентом, и только потом выбирается новый совет», — подчеркнул Майчиев.
В заключение интервью Шамарал Майчиев объяснил, почему рассмотрение вопроса о роспуске
Наблюдательного совета отложено, и рассказал о том, что совет будет делать дальше: «Рассмотрение вопроса о роспуске Наблюдательного совета отложили, потому что было приведено много доводов, что на сегодня его распустить невозможно, и что лучший способ — это совершенствовать законодательство. Если мы работаем на основании положения, то необходимо принять закон и устранить те недочеты, которые есть в законе. Решение будет вынесено с учетом экспертного заключения другого комитета».
«Я думаю, что Наблюдательный совет как работал, так и будет продолжать работать. Самая главная миссия Наблюдательного совета – это избрание генерального директора и генеральный директор избран; также это составление стратегического плана — он был представлен исполнительным органам; кроме этого, мы сейчас работаем над редакционной политикой, нам дали новый устав телерадиокорпорации, по которому мы проводим экспертизу. То есть будем продолжать работать», — заключил Шамарал Майчиев.
http://www.bpc.kg/news/12659-16-02-11