ЖЕНЕВА (12 сентября 2023 г.) — Эксперты ООН по правам человека* призвали сегодня мировых лидеров, собравшихся в Нью-Йорке на Саммит по Целям устойчивого развития (ЦУР), срочно изменить курс для ускорения прогресса в достижении Повестки дня на период до 2030 года и Целей устойчивого развития. Они выступили со следующим заявлением:
«Организация Объединенных Наций созовет Саммит по ЦУР 18-19 сентября 2023 г. в ходе недели высокого уровня Генеральной Ассамблеи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Задача, стоящая перед мировыми лидерами, заключается в том, чтобы противостоять мрачной реальности мира, который сильно отстает от графика достижения Целей устойчивого развития, согласованных в 2015 году, и усилить политические действия для ускорения действий на ближайшие годы.
На полпути к рубежу 2030 года стало очевидным, что мир не достиг большинства целей ЦУР, о чем говорится в докладе Генерального секретаря ООН за 2023 год. Несмотря на неоднократные обещания принять меры, неравенство не уменьшилось, а жизнь наиболее отсталых людей не улучшилась. Коренные причины сохраняющегося неравенства, связанные с наследием колониализма и длительной эксплуататорской практикой, остаются нерешенными. Правозащитники продолжают подвергаться преследованиям, а адекватное финансирование климатических программ не обеспечивается. Отсутствие возможности реализовать право на самоопределение для миллионов людей остается трагической реальностью. Сохраняющаяся поселенческо-колониальная практика, зверские преступления и безнаказанность дают представление о том, насколько далек мир от реализации ЦУР.
Прогрессу мешают многочисленные факторы: вооруженные конфликты, экономические кризисы, все более заметные последствия тройного кризиса — изменения климата, утраты биоразнообразия и загрязнения окружающей среды, а в последнее время — пандемии COVID-19. Однако в основе отсутствия прогресса часто лежат расизм, популизм, дискриминация, неравенство и нарушение прав человека. Те, кто был лишен возможности пользоваться плодами прошлых усилий в области развития, остаются за бортом, лишены прав и возможностей. Дети, молодежь, женщины, пожилые люди, коренные народы, ЛГБТИК+, расовые, языковые, религиозные и этнические меньшинства, лица африканского происхождения, внутренне перемещенные лица, беженцы, просители убежища, мигранты, люди с ограниченными возможностями и/или малоимущие зачастую несут на себе основную тяжесть этой изоляции. Если мы не устраним коренные причины неравенства, отчуждения, расизма и укоренившейся дискриминации, с которыми сталкиваются эти люди, инклюзивное и устойчивое развитие для всех останется недостижимым.
Тем не менее, существует реальная опасность того, что саммит не сможет решить эти проблемы и в очередной раз упустит возможность выполнить обещание не оставлять никого позади.
Время «подправок» прошло. Необходимы фундаментальные изменения в подходах к решению существующих кризисов — от изменения климата до конфликтов, от бедности до поляризации, от продовольственной безопасности до финансиализации прав человека, от сужения гражданского пространства до пробелов в социальном обеспечении, от задолженности до цифрового разрыва, от гендерного отката до одержимости ростом.
Политические обязательства, принятые государствами на Саммите, должны усилить важность всех прав человека, лежащих в основе ускоренной реализации ЦУР, как это подчеркивается в Совместной декларации по Саммиту ЦУР, принятой на 29-м ежегодном заседании специальных процедур Совета по правам человека. Особое внимание следует в срочном порядке уделить наиболее уязвимым или обездоленным лицам и сообществам, а также их средствам к существованию.
Мы призываем к перестройке существующей социально-экономической системы на местном, национальном, региональном и международном уровнях с целью преодоления неравенства, сохранения планетарных границ и обеспечения реализации всех прав человека для всех без исключения. Эта перестройка должна осуществляться на основе подлинно правозащитного подхода, ориентированного на человека.
Эффективное осуществление права на развитие, которое дает каждому человеку и всем народам право участвовать в экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, вносить в него свой вклад и пользоваться им, должно стать центральным элементом построения экономики, основанной на правах человека. Национальная политика в области развития должна быть национально ориентированной и ставить во главу угла человека и планету, чтобы обеспечить инклюзивное, справедливое и устойчивое развитие. Государства и другие субъекты развития, мира и снижения риска бедствий, включая международные организации, национальные институты по правам человека, гражданское общество, государственные банки развития и бизнес, должны обеспечить активное, свободное и значимое участие всех людей и сообществ в процессах принятия решений. Эти усилия должны опираться на гендерно дифференцированные данные и предусматривать адекватное финансирование».
*The experts: Surya Deva, Special Rapporteur on the right to development; Ashwini. K.P. Special Rapporteur on contemporary forms of racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance; Livingstone Sewanyana, Independent Expert on the promotion of a democratic and equitable international order; Alexandra Xanthaki, Special Rapporteur in the field of cultural rights; Victor Madrigal-Borloz, Independent Expert on protection against violence and discrimination based on sexual orientation and gender identity; Ms. Farida Shaheed, Special Rapporteur on the right to education; Francesca Albanese, Special Rapporteur on the situation of human rights in the Palestinian Territory occupied since 1967; José Francisco Calí Tzay, Special Rapporteur on the rights of Indigenous Peoples; Felipe González Morales, Special Rapporteur on the human rights of migrants; Alice Cruz, Special Rapporteur on the elimination of discrimination against persons affected by leprosy and their family members; Mama Fatima Singhateh, Special Rapporteur on the sale, sexual exploitation and sexual abuse of children; The Working Group on human rights and transnational corporations and other business enterprises, Damilola Olawuyi (Chairperson), Robert McCorquodale (Vice-Chairperson), Fernanda Hopenhaym, Elżbieta Karska and Pichamon Yeophantong; Ian Fry, Special Rapporteur on the promotion and protection of human rights in the context of climate change; Siobhán Mullally, Special Rapporteur on trafficking in persons, especially women and children; Tomoya Obokata, Special Rapporteur on contemporary forms of slavery; Tlaleng Mofokeng, Special Rapporteur on the right of everyone to the enjoyment of the highest attainable standard of physical and mental health; Ms. Nazila Ghanea, Special Rapporteur on freedom of religion or belief; Michael Fakhri, Special Rapporteur on the right to food; Clement Nyaletsossi Voulet, Special Rapporteur on the rights to freedom of peaceful assembly and of association; Ms. Fionnuala Ní Aoláin, Special Rapporteur on the promotion and protection of human rights and fundamental freedoms while countering terrorism; Mr. Vitit Muntarbhorn, Special Rapporteur on the situation of human rights in Cambodia; Javaid Rehman, Special Rapporteur on the situation of human rights in the Islamic Republic of Iran; Isha Dyfan, Independent Expert on the Situation of Human Rights in Somalia; Paula Gaviria Betancur, Special Rapporteur on the human rights of internally displaced persons; David R. Boyd, Special Rapporteur on human rights and the environment; Dorothy Estrada-Tanck (Chair), Elizabeth Broderick, Ivana Radačić, Meskerem Geset Techane and Melissa Upreti, Working Group on discrimination against women and girls; Ms. Priya Gopalan (Chair-Rapporteur), Mr. Matthew Gillett (Vice-Chair on Communications), Ms. Ganna Yudkivska (Vice-Chair on Follow-Up), Ms. Miriam Estrada-Castillo, and Mr. Mumba Malila — Working Group on arbitrary detention; Gerard Quinn, Special Rapporteur on the rights of persons with disabilities; Obiora C.Okafor, Independent Expert on human rights and international solidarity; Claudia Mahler, Independent Expert on the enjoyment of all human rights by older persons; Mary Lawlor, Special Rapporteur on the situation of human rights defenders; Ravindran Daniel (Chair-Rapporteur), Sorcha MacLeod, Chris Kwaja, Carlos Salazar Couto, Working Group on the use of mercenaries; Pedro Arrojo-Agudo, Special Rapporteur on the rights to water and sanitation; Irene Khan, Special Rapporteur on the protection and promotion of freedom of opinion and expression; Ana Brian Nougrères, Special Rapporteur on the right to privacy; Fernand de Varennes, Special Rapporteur on Minority issues; Barbara G. Reynolds (Chair-Rapporteur), Bina D’Costa, Catherine S. Namakula, Dominique Day, and Miriam Ekiudoko, Working Group of Experts on People of African Descent; Ms. Liliana Valiña (chair), Ms. Isabelle Durant (vice-chair), Mr. Mihir Kanade, Ms. Klentiana Mahmutaj and Mr. Bonny Ibhawoh, Expert Mechanism on the Right to Development
The Special Rapporteurs are part of what is known as the Special Procedures of the Human Rights Council. Special Procedures, the largest body of independent experts in the UN Human Rights system, is the general name of the Council’s independent fact-finding and monitoring mechanisms that address either specific country situations or thematic issues in all parts of the world. Special Procedures experts work on a voluntary basis; they are not UN staff and do not receive a salary for their work. They are independent of any government or organisation and serve in their individual capacity.
Expert mechanisms are subsidiary bodies of the Human Rights Council established to to provide the Council with thematic expertise. These mechanisms focus mainly on studies, research-based advice or best-practices. They meet and report annually to the Council.
For more information and media requests please contact: Antoanela Pavlova ([email protected])
For media enquiries regarding other UN independent experts, please contact Maya Derouaz ([email protected]) or Dharisha Indraguptha ([email protected]).
Follow news related to the UN’s independent human rights experts on Twitter @UN_SPExperts.