В Кыргызстане заблокировали онлайн-платформу Change.org, где размещались коллективные обращения.
Последней публикацией на сайте была петиция по сбору подписей за отставку президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова.
Наряду с этим в социальных сетях усилилось давление на некоторых политиков. В связи с этим многие общественные организации выражают обеспокоенность такими действиями.
Блокировка сайта с петициями
В ночь на 16 июля кыргызстанцы обнаружили, что не открывается сайт Change.org, где ранее начался сбор подписей под петициями «За отставку Сооронбая Жээнбекова!» и «Объявить импичмент президенту Жээнбекову!». В своих сообщениях люди писали, что сайт не доступен пользователям ни мобильного, ни кабельного Интернета.
Урмат Жаныбаев, участник движения #REакция, который проводил ряд акций протеста, резко осуждает блокировку международного сайта в Кыргызстане.
«Сайт Change.org заблокирован только из-за того, что там разместили петиции с требованиями отставки президента. Власти перешли на путь воспрепятствования и запрета действий, связанных с президентом. Я тоже писал у себя на странице несколько постов, где критиковал Жээнбекова. После чего моя страница и почта были взломаны. Были попытки отключения Интернета и уничтожения моей страницы в соцсетях, но я воспользовался Интернетом соседей и успел изменить пароль, тем самым сохранил страницу. Правоохранительные органы вызвали на беседу девушку, которая критиковала президента. Такого давления на свободу слова и на выражение своего мнения в социальных сетях в Кыргызстане ранее не наблюдалось. Такая тенденция показывает направленность в сторону узурпации власти и диктатуры», — считает активист.
Сообщалось, что до блокировки сайта под петициями подписались более 4000 человек. Наряду с этим некоторые пользователи Интернета говорят, что сайт видят некоторые провайдеры. В Кыргызстане насчитывается более 70 компаний, которые занимаются предоставлением доступа к Интернету. Но связаться с ними и уточнить информацию пока не удается.
Айбек Куренкеев, исполнительный директор Ассоциации операторов связи, заявил, что не владеет информацией:
— Я только узнал об этой ситуации. У нас нет информации об этом. Мы
не получали писем или другой информации. Из-за того, что мы сейчас работаем в удаленном формате, не можем получить полноценную информацию. Сейчас об этом не могу ничего сказать. Мы дадим разъяснения по этому вопросу после того, как получим информацию. Это будет завтра или позднее. По закону сайт могут закрыть только по решению суда.
В суд с просьбой заблокировать тот или иной сайт могут обратиться силовые органы или Государственный комитет информационных технологий и связи. Для этого должны быть основания. Пока получить разъяснения у органов правопорядка и ГКИТиС не удалось.
По словам пресс-секретаря президента Толгонай Стамалиевой, «этот вопрос не входит в компетенцию аппарата президента, что правильным будет с вопросами обращаться в Госкомитет связи».
Ранее видеообращение президента Сооронбая Жээнбекова, выложенное на канале YouTube, было удалено после 4000 «дизлайков» под ним. В итоге пресс-служба президента заново опубликовала его, использовав функцию «Ограничение для детей», которая не позволяет комментировать контент и видеть количество «лайков» и «дизлайков» под видео.
Атака фейков, допрос спецслужб
В последние дни подвергаются критике рост давления через соцсети и фейковые аккаунты на оппозиционных политиков, гражданских активистов и представителей общественности, которые критикуют власти.
Например, массово распространялись различные коллажи с изображениями депутатов Жанарбека Акаева, Рыскелди Момбекова, Темира Сариева, которые объединились вокруг партии «Ата Мекен». Там их связывали с различными представителями криминальных структур, с другими политиками. Приводили в пример крупные суммы отпускных денег, которые они получили.
Появились новости, что якобы обнаруженные склады с дефицитными лекарствами принадлежат бывшему депутату Омурбеку Бабанову. Сам Бабанов опровергает эту информацию и считает ее попыткой очернения.
Журналист Жакшылык Бердибек уулу все эти события связывает с предстоящими осенью парламентскими выборами:
— В социальных сетях, особенно на Facebook, в последнее время наблюдается оживление различных фейков. Не скажу, что все происходит в одностороннем порядке. Оживились аккаунты, поддерживающие власть и, другие, поддерживающие позицию некоторых политиков. В целом усилилась атака на оппозиционно настроенных политиков. Публикуются вещи, которые далеки от истины, оскорбляющие честь и достоинство человека. На мой взгляд, в первую очередь это грязные элементы борьбы, связанные с предстоящими выборами. Это показатель того, что власти пытаются дискредитировать и очернить в глазах общественности политиков, которые их не устраивают. Во-вторых, эту волну атак можно рассматривать, как давление на свободу слова в стране.
Тем временем общественность широко обсуждает факт вызова на допрос в Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) резидента комедийного шоу StandUp Bishkek Назгуль Аилчиновой (Назгуль Алымкулова). Многие активисты и общественные организации расценивают этот факт, как попытку оказания давления на свободу слова.
16 июля ОФ «Институт Медиа Полиси» распространил сообщение, в котором отмечается, что вызов Аилчиновой на допрос в ГКНБ не соответствует законодательным нормам.
«Институт Медиа Полиси обращает внимание, что представленная повестка не отвечает законодательству КР. Так, согласно статье 189 УПК КР, в повестке должно быть указано, кто и в каком качестве, к кому и по какому адресу вызывается; время явки на допрос (день, час), право на приглашение адвоката. Однако, в направленной повестке Аилчиновой Н. в нарушение данной нормы не указано право на приглашение адвоката. Аилчинова Н. вызвана руководителем следственной группы ГКНБ КР. Согласно части 1 статьи 156 УПК КР, досудебное производство по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе следователей (следственной группе), о чем прокурором или руководителем следственного подразделения выносится отдельное постановление. Таким образом, образование следственной группы оправдано, когда необходимо рассмотреть множество документов, опросить большое количество лиц, одновременно произвести необходимые следственные действия (задержание, обыски, выемки и т. д.). Обычно это резонансные дела», — говорится в сообщении.
«Более того, видео не содержит признаков нарушения законодательства КР, никого не вводит в заблуждение своим пародийным характером, и является ни чем иным, как шуткой, юмором, которые защищены Конституцией и законами КР. При распространении информации уголовно-наказуемыми являются только призывы к возбуждению вражды, насильственному захвату власти, к массовым беспорядкам. Таких признаков в опубликованном Аилчиновой Н. видео не имеется. В этой связи не понятно, для чего сотрудники ГКНБ вызвали Аилчинову Н. и тратили свое время и ресурсы на дело, в котором заведомо отсутствуют признаки преступления?», — отмечает «Институт Медиа Полиси».
В сообщении также говорится, что в данном случае Аилчинова имеет право обратиться в органы прокуратуры с требованием дать соответствующую юридическую оценку действиям сотрудников ГКНБ.
15 июля резидент комедийного шоу StandUp Bishkek Назгуль Аилчинова опубликовала в соцсетях фотографию повестки на допрос в ГКНБ в качестве свидетеля. После возвращения Аилчинова указала у себя на странице в Facebook, что с ней все в порядке, о чем с ней беседовали она не сообщила.
До этого она опубликовала в социальных сетях юмористическое видео, где с помощью телефонного приложения Doublicat лицо одного из известных американских рэперов заменили на изображение Сооронбая Жээнбекова. Некоторые граждане высказывали свое недовольство данной публикацией.
ГКНБ КР пока не дает комментариев о причине вызова Аилчиновой на допрос.
По мнению некоторых экспертов, происходящие в интернет-пространстве противостояния и усиление критики в адрес властей — это закономерное явление. Причиной может быть ситуация с эпидемией коронавируса и с приближающимися выборами. Политолог Алмазбек Акматалиев
говорит:
— Представители гражданского общества выступали против принятия закона о фейках. Сейчас некоторые считают, что фейков много со стороны властей, а власти утверждают об обратном. Я считаю, что теперь мы все должны объединиться и как-то начать борьбу с фейками. Я далек от мысли, что их всех надо посадить в тюрьму, но мы должны найти пути решения проблемы. Во-вторых, политическая борьба не останавливается. Участились случаи противостояния во время эпидемии. Приближаются выборы. События будут развиваться и ускоряться. И власть, и оппозиция должны заниматься каждый своим делом. Не надо делать из этого трагедию. В открытом демократическом обществе политическая борьба будет продолжаться. Критические высказывания в адрес президента — нормальная закономерность. Президент, правительство и местные власти прилагают усилия для выхода из кризисной ситуации. Главное – не переступать черту, не допускать незаконных действий с обеих сторон. Мы все находимся в одной лодке, у нас одна страна на всех. Поэтому мы должны искать консенсус. Власти должны прислушиваться народу, а общество должно помогать властям.
26 июня в Жогорку Кенеше в третьем чтении был принят скандальный законопроект «О манипулировании информацией», разработанный депутатами Гульшат Асылбаевой и Айнурой Осмоновой. Закон вызвал массу критики со стороны гражданского общества, международных организаций и СМИ.
Авторы закона считают, что закон направлен на защиту чести и достоинства человека, ограждение его от ложной информации в Интернете и ни в коем случае не направлен на ограничение свободы слова.