Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Садыр Жапаров подписал закон об НКО, принятый Жогорку Кенешем 14 марта.

Президент на своей странице в Facebook объяснил, почему подписал этот закон. Редакция Kaktus.media изучила, насколько достоверны аргументы главы государства.

1.

Садыр Жапаров: «Неправительственные организации, работающие в нашей стране в течение 30 лет, нигде не регистрировались».

Фактчек: НКО, согласно закону, должны пройти регистрацию. По состоянию на июль 2023 года в единой базе юрлиц Минюста значатся около 30 тыс. некоммерческих организаций в организационно-правовых формах — общественное объединение, фонд и учреждение, а именно: общественные объединения — 10 313, фонды — 7 504 и учреждения — 11 313. Эти данные представлены в заключении кабинета министров.

Из 30 тыс. НКО активно работают около 400 организаций. Они занимаются образовательной деятельностью, правовой защитой, социальной поддержкой и другой деятельностью, направленной для помощи населению.

2.

Садыр Жапаров: «[НКО] никому не отчитывались. Они лишь открывали банковские счета, брали деньги у иностранных доноров и использовали их на свое усмотрение, в том числе в личных целях. Отныне они, как все, будут регистрироваться в Министерстве юстиции. Будут открывать банковские счета. Теперь они начнут работать открыто».

Фактчек: неправда. Согласно закону, НКО, как и любая другая организация, уже подотчетна государству: сдает отчеты в Нацстатком, налоговую службу. В 2021 году в закон были приняты поправки, согласно которым НКО сдают финансовый отчет по отдельной новой форме.

В настоящее время НКО сдают регулярные отчеты в Государственную налоговую службу, Социальный фонд и органы статистики на основании следующих законов:

  • Налоговый кодекс КР обязывает НКО сдавать налоговые отчеты и единую налоговую декларацию;
  • Кодекс КР о неналоговых доходах обязывает НКО сдавать отчет о неналоговых платежах;
  • Закон КР «О государственном социальном страховании» обязывает НКО сдавать отчеты по социальным отчислениям;
  • Закон КР «Об официальной статистике» предписывает НКО сдавать статистические отчеты;
  • Закон КР «О бухгалтерском учете» обязывает НКО сдавать финансовую отчетность;
  • Закон КР «О некоммерческих организациях» обязывает НКО публиковать на сайте ГНС сводную информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе.

Кроме того, НКО сдают отчеты грантодателям об использовании грантовых средств.

Об открытости и подотчетности НКО свидетельствует их вклад в экономику страны. Доля вклада НКО в ВВП составляет 0,3%, примерно столько же в бюджет поступает от гостиничного бизнеса.

3.

Садыр Жапаров: «Они [НКО] распространяют ложную информацию, говоря: «Нас будут преследовать, нас будут задерживать как агентов иностранного государства». И доноры поверили. Именно поэтому они просят меня не подписывать этот закон».

Фактчек: в данном случае кыргызстанские правозащитники делились прогнозами. Дело в том, что экспертный анализ показал, что данный законопроект копирует российский закон об иностранных агентах.

Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году. С тех пор в него несколько раз вносили поправки. СМИ статус иноагента присваивают с 2017-го, физическим лицам — с 2020 года. В 2022 году в российском реестре иноагентов было около 500 организаций и физлиц, но этот список регулярно пополняется. Большинство журналистов, активистов и правозащитников из этого списка покинули страну, так как на родине их могут арестовать по тому или иному обвинению. Например, российский политолог и социолог Борис Кагарлицкий осужден на пять лет по уголовному делу об оправдании терроризма.

4.

Садыр Жапаров: «…доноры поверили. Именно поэтому они просят меня не подписывать этот закон».

Фактчек: некорректная информация. С просьбой не подписывать закон к президенту обращались ряд международных организаций гражданского общества, а также гражданские активисты.

Донорами считаются финансовые институты, выделяющие грант. Такие организации, как правило, не вмешиваются во внутренние вопросы государства. По крайней мере, в публичном пространстве нет информации об их обращении к президенту с просьбой отклонить законопроект об НКО.

5.

Садыр Жапаров: «У нашего государства нет секретов, которые нужно скрывать от вас и ваших доноров. У нас всю информацию можно найти в открытых источниках».

Фактчек: в настоящее время часть информации, которая была раньше в публичном доступе, скрыта. Некоторые примеры приведены в этом материале.

6.

Садыр Жапаров: «До этого вы обманывали их, говоря, что организовывали круглые столы, потратили деньги на тренинги и на реализацию проектов. При этом средства были использованы на ваши личные интересы. Если скажете, что это неправда, то я могу доказать».

Фактчек: в открытых источниках нет информации о том, что руководители или сотрудники НКО использовали грантовые средства на личные нужды. Проверка обоснованности этих слов возможна лишь после предоставления доказательств, о которых президент написал.

***

Напомним, основным инициатором законопроекта является Надира Нарматова. Документ был опубликован для общественного обсуждения 25 мая 2023 года. После возвращения с каникул в сентябре депутаты начали его рассматривать в ускоренном режиме, и в марте парламент уже принял новую редакцию закона.

Согласно поправкам, некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, получат статус «иностранный представитель» и войдут в специальный реестр. В первоначальной редакции за создание НКО, «посягающей на личность и права граждан», вводилось уголовное наказание в виде штрафов и лишения свободы до десяти лет. Однако в ходе рассмотрения в парламенте норму об уголовной ответственности убрали.

https://kaktus.media/498649