Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Президент Садыр Жапаров 30 ноября на встрече с Советом аксакалов Первого Народного Курултая заявил, что отличием собрания стали «откровенные речи» его участников.

«Президент констатировал, что делегаты, избранные из числа народа, открыто заявляли о проблемных вопросах и путях их решения перед высшим руководством страны. Это свидетельствует о том, что в Кыргызстане есть свобода слова и страна на правильном демократическом пути развития», — говорится в пресс-релизе администрации Жапарова.

Жапаров довольно часто заявляет, что никакого давления на журналистов нет и все «пишут в социальных сетях, что пожелают».

При этом, выдворение журналиста-расследователя Болота Темирова, задержания блогеров за посты в соцсетях, аресты активистов, критиковавших передачу Кемпир-Абадского водохранилища и блокировки изданий говорят об обратном. Разбираемся.

Участники Курултая — пожилые мужчины, хвалившие власть

Начнем с состава участников Курултая и того, о чем они говорили. Журналистка издания «ПолитКлиника» Ырысбу Кылычбек кызы считает, что над составом участников Курултая стоит поработать.

«Состав делегатов должен быть разнообразным – хотелось бы увидеть больше молодежи, женщин и делегатов разных специальностей. Вот тогда бы были разные взгляды и разные предложения», — считает собеседница «Клоопа».

Всего в Народном Курултае 25 ноября участвовали 1072 человека, среди которых насчитывалось только 148 женщин (примерно 13%).

Почти две трети всех участников (709 человек) — люди старше 50 лет. Делегатов в возрасте от 18 до 30 лет оказалось всего 23 человека. Это значит, что у женщин и молодежи практически не было доступа к площадке, где можно было задать вопросы властям или высказать свои предложения по улучшению ситуации в стране.

В целом, Ырысбу Кылычбек кызы подчеркивает, что на Курултае в основном выступали делегаты, «которые были на стороне власти», а оппозиционно настроенным участникам практически не давали слова.

«Выступающие часто хвалили нынешнюю власть […] Но среди них были три-четыре человека, которые всё же озвучили важные проблемы. Но все-таки было заметно, что среди выступающих были заранее подготовленные люди», — сказала она.

Журналистка также рассказала, что на Курултае практически не поднимались острые проблемы в стране, такие как, например, как давление на свободу слова.

«Последние события: депортация того же Болота Темирова из Кыргызстана, давление на него и его команду, законопроекты, которые принимает парламент (законопроекты о СМИ и некоммерческих организациях) блокировка сайта “Азаттык” — почему эти вопросы не поднимали?» — задалась вопросом она.

И всё же, когда некоторые делегаты решались обсудить массовые задержания активистов и политиков или выдворение из страны расследователя Болота Темирова, президент просил их перевести тему, говоря: «Поднимайте более масштабные проблемы».

Все это говорит о том, что президент преувеличивает приводя в пример Курултай, как доказательство наличия свободы слова в стране.

Юрист Нурбек Токтакунов. Фото: “Клооп”

Юрист Нурбек Токтакунов, например, считает, что Курултай нужен власти в качестве инструмента для дальнейшего укрепления авторитаризма и ужесточения диктатуры.

В интервью «Клоопу» он привёл в пример резолюцию, которую принял Курултай. В одной из рекомендаций Жогорку Кенешу было прописано, что парламентарии «при принятии законопроектов должны ставить интересы общества выше личных интересов человека». Токтакунов считает, что таким образом сейчас в стране создаётся почва для террора.

«Возникает такое впечатление, что личные интересы — это корыстные цели. Но по сути это сводится к тому, что интересы госаппарата становятся приоритетнее, чем человеческие свободы. Многие люди не понимают, что государство — это всего лишь наёмный аппарат на службе у общества. Именно человеческие свободы являются главной и высшей общественной ценностью. Даже в нашей “Ханституции” это прописано. Государство должно управлять обществом не посягая на человеческие свободы» — сказал Токтакунов.

Юрист говорит, что Садыр Жапаров на Курултае сидел «как хан», а делегаты «попрошайничали», вместо того, чтобы поднимать важные вопросы и оценивать выступление президента.

Токтакунов считает, что целью Курултая было собрать людей, «для того, чтобы вложить им в голову какие-то слова, которые потом войдут в резолюцию и заявить, что так хотел народ».

Депортация Темирова

Еще одним доказательством того, что в Кыргызстане проблемы со свободой слова служит выдворение из страны журналиста-расследователя Болота Темирова. Депортация Темирова завершила череду судебных разбирательств журналиста с кыргызскими властями.

Все началось после выпуска Темировым расследований, раскрывающих коррупционные действия семьи влиятельного чиновника и близкого соратника президента Жапарова — главы ГКНБ Камчыбека Ташиева.

В офисе Темирова провели обыски, журналиста обвинили в хранении наркотиков, а позже в незаконном пересечении госграницы и подделке военного билета. Темиров заявлял, что наркотики ему подкинули.

Задержание Темирова в его офисе. Фото: Азиза Раимбердиева.

Правозащитники называли уголовные дела в отношении журналиста «политически мотивированными» и «явной местью за расследования о коррупции в высших эшелонах власти».

С требованием оправдать журналиста выступало и медиасообщество Кыргызстана, расценивая уголовные дела в отношении Темирова «как атаку на свободу слова и на свободу деятельности независимой прессы».

Суды против Темирова длились 8 месяцев. В конце сентября райсуд Бишкека оправдал Темирова по обвинению в хранении наркотиков и незаконном пересечении границы, но признал виновным в подделке документов. Однако журналист не понес наказания из-за истечения срока давности.

Тем не менее, прокуратура не согласилась с решением суда и обратилась в городской суд с требованием выдворить Темирова из страны. Суд согласился и вынес приговор против расследователя.

Темирова хотят вывести из зала суда. Фото: “Клооп”

Правозащитная организация Front Line Defenders напоминает, что Темиров был лишен гражданства Кыргызстана 17 мая 2022 года. Паспортные данные журналиста внесли в базу данных Государственной регистрационной службы Кыргызстана как недействительные без официального решения суда, отмечают правозащитники. Аннулирование паспорта Темирова организация называет «местью за его мирную деятельность по защите прав человека» и требует восстановить его гражданство.

Практически сразу после оглашения приговора журналиста выволокли из здания суда и повезли в неизвестном направлении. Более 3 часов было неизвестно местонахождение Темирова. Потом выяснилось, что журналиста насильно удерживали в отделении милиции аэропорта «Манас», а затем депортировали в Москву.

Юристы правовой клиники «Адилет» заявили, что судебная коллегия горсуда «грубо нарушила требования статьи 51 Конституции, запрещающей выдворять граждан Кыргызстана за пределы республики».

Они утверждают, что Темирову не дали даже возможности обжаловать приговор, который вступил в силу сразу же после его оглашения в зале суда — журналиста в этот же момент выволокли из здания.

«Это ограничило конституционное право на доступ к правосудию и возможности эффективно обжаловать приговор суда в Верховном суде, в то время как Конституция каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод», — заявили юристы.

История Болота Темирова – первый в истории Кыргызстана случай лишения гражданства без явных законодательных оснований. И очередной признак использования в стране худших практик России, куда выдворили Темирова. Там кыргызстанскому журналисту может грозить мобилизация на войну в Украину, которую развязала Россия.

25 ноября в Бишкеке и Оше прошли митинги за свободу слова и за возвращение на родину Болота Темирова.

А посольство США в Кыргызстане расценило депортацию Темирова, как практику, «противоречащую демократическим принципам».«Журналистам должно быть позволено работать, не опасаясь возмездия. Свобода слова защищена Конституцией Кыргызстана – эти права должны соблюдаться», — утверждают в диппредставительстве.

Похожие реакции были озвучены со стороны ООН и посольства Великобритании в Кыргызстане. В ООН назвали выдворение Темирова «местью за борьбу с коррупцией», а посольство Великобритании заявило, что журналисты должны быть защищены от репрессий. Представительство Европейского союза считает, что власти Кыргызстана не выполнили свои международные обязательства в отношении свободы слова, когда выдворили Темирова из страны.

Получается, что история с уголовными делами против расследователя Болота Темирова и насильным выдворением его из страны, говорит, как минимум, об ухудшении ситуации со свободой слова в стране.

Блокировка «Азаттыка»

Проблемы со свободой слова в стране доказывает и блокировка сайта независимого издания «Азаттык» — региональной службы «Радио Свобода». Такое решение 26 октября приняло Минкультуры Кыргызстана.

Причиной названы «недостоверные сведения» о конфликте на кыргызско-таджикской границе 14-17 сентября, «противоречащие национальным интересам Кыргызской Республики».

Позже стало известно, что Demirbank заблокировал доступ к банковскому счету «Азаттыка» без решения суда, что считается незаконным.

В самом банке им ответили, что они заблокировали счет учреждения «Азаттык Медиа» на основании закона об отмывании денег. В банке заверили, что всегда следуют требованиям законодательства, поскольку являются первым международным банком в Кыргызстане.

По данным DemirBank, исполнение требований этого закона является обязательным для всех банков Кыргызстана, и «банки не несут ответственности за приостановление банковских операций, если это было сделано в соответствии и на основании закона».

Блокировке сайта предшествовал митинг у офиса «Азаттыка», на котором люди в масках обвиняли издание в «неправильном» освещении приграничного конфликта. Похожие обвинения в адрес издания прозвучали и из уст президента Садыра Жапарова на закрытой встрече с общественностью по Кемпир-Абаду.

Тогда президент возмутился, что «Азаттык» неправильно освещал эти события, якобы написав, что Кыргызстан напал на Таджикистан.

«Как так? Там же в [«Азаттыке»] такие же кыргызские девушки и парни работают», — сказал Жапаров на встрече.

По мнению медиаэксперток Эльмиры Токтогуловой и Гульнуры Торалиевой, власти нашли «надуманный повод» и в очередной раз давят на свободу слова.

«Сейчас возникают вопросы — почему решили заблокировать сайт “Азаттыка” спустя более месяца после выхода в эфир той программы? […] Почему блокировка совпала по времени с решениями по Кемпир-Абаду и активностью оппозиции и гражданских активистов, критикующих власти за непрозрачность решения? Пока что это выглядит как очень неумелый способ заглушить наиболее активные СМИ, в которых действия властей выглядят крайне неприглядно», — считает Эльмира Токтогулова.

Обе экспертки ожидают, что давление со стороны властей на независимые СМИ продолжится.

«По последним действиям властей — попытки будут достаточно брутальными. Свободу слова станет тяжелее отстаивать», — говорит Торалиева.

Садыр Жапаров критикует «Азаттык» с тех пор, как пришёл во власть после освобождения из СИЗО. Например, он критиковал журналистов издания за то, что они искажают факты. Так он оправдывал поступающие к ним угрозы от его сторонников.

Медиаорганизации тогда назвали заявления Жапарова крайне опасными и безответственными.

«СМИ – это один из основных демократических институтов и такие заявления со стороны публичного лица высокого ранга представляют собой угрозу свободной прессе и подрывают право общества знать и понимать роль прессы в демократии. Такие заявления дискредитируют деятельность журналистов, значительно усложняя их работу по освещению общественно-значимых событий», — говорилось в заявлении.

Медиасообщество также призывало Жапарова прекратить критику в адрес журналистов «Азаттыка» и признать свободу слова в Кыргызстане.

Массовые аресты активистов и политиков

Женщины, задержанные по делу Кемпир-Абада

Критиковать власть опасно не только для журналистов, но и для политиков с активистами. 23 октября милиция задержала больше 20 человек, выступавших против передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану. Аресты продолжились и в следующие дни — всего было задержано 27 человек. Позже суд отправил большинство из задержанных в СИЗО на два месяца.

В МВД арестованных обвинили в «Приготовлении к преступлению» (статья 36 Уголовного кодекса Кыргызстана) и «Организации массовых беспорядков» (ст. 278 п. 1 УК КР, предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от семи до 10 лет). При этом сторона обвинения до сих пор не представила общественности доказательств планируемых преступлений.

Задержания активистов и политиков осудили ряд депутатов. Дастан Бекешев назвал уголовные дела против них «незаконными и сфабрикованными». Он опасается, что власти Кыргызстана скатываются к авторитаризму.

Другой депутат Тазабек Икрамов назвал это «давлением представителей власти на СМИ и свободу слова».

Сам же президент Садыр Жапаров, комментируя массовые аресты политиков и активистов, заявил, что задержанных «не волнует» вопрос Кемпир-Абада. Тему с водохранилищем, как считает президент, они используют как повод попасть во власть.

Задержания за посты в Фейсбуке

Если вы думаете, что можно, как заверяет Садыр Жапаров писать в соцсетях, «что пожелаешь», то и здесь все не так уж гладко. В Кыргызстане вас могут задержать за посты и публикации, например в Фейсбуке. Одним из резонансных случаев стало задержание 19-летнего блогера Ырыса Жекшеналиева.

Ырыс Жекшеналиев в зале суда. Фото: “Клооп”.

Парня задержали 14 августа из-за публикации в фейсбуковском паблике «Полит Узник» архивного видеообращения экс-председателя ГКНБ Абдиля Сегизбаева. Сегизбаев в этом обращении заявлял, что нужно сохранить месторождение Жетим-Тоо в Нарынской области для потомков. Этот пост был опубликован Жекшеналиевым на фоне митингов из-за возможной разработки месторождения.

В отношении Жекшеналиева завели уголовное дело по статье «Массовые беспорядки» («Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами»).

Одновременно с этим делом на странице президента Садыра Жапарова в Facebook появился пост о том, что пока разработка Жетим-Тоо не планируется.

Жапаров призвал тех, кто в социальных сетях выступает «защитниками» Жетим-Тоо прекратить вводить людей в заблуждение. «Правоохранительные органы, проводите работу с такими “лжепатриотами”, обманщиками. Почему они распространяют недостоверную информацию?» – задался вопросом президент.

Депутаты Жогорку Кенеша и правозащитники не раз призывали суд освободить Жекшеналиева, а МВД – полностью прекратить уголовное дело в его отношении.

«Я не знаю, за что я сижу. […] Мне говорят: “Выпустил старое видео”. Но это разве преступление? […] Я в прошлый раз говорил, что это маразм. Нет, это идиотизм! Все, кто замешаны в этом деле — идиоты. […] У меня портится здоровье, меня беспокоит грыжа в спине. Там, где я лежу, все в бетоне и из железа. […] Вы меня не бойтесь, вы видели кого надо бояться. Сами себя боитесь и следите друг за другом», — говорил Жекшеналиев в зале суда.

Блогера держали в СИЗО-1 Бишкека до конца октября, но в результате Бишкекский горсуд решил отпустить его под домашний арест. Однако судебные процессы по этому делу еще не завершились.

Как ещё власти пытаются ввести цензуру в Кыргызстане?

Принимают новые законы. Например, скандальный закон «О защите от недостоверной (ложной) информации», который был подписан президентом Садыром Жапаровым в августе 2021 года. Согласно документу, власти могут без решения суда заблокировать любой сайт, где, по их мнению, публикуется фейковая информация.

Еще до подписания закона против него выступали правозащитники, юристы и гражданское общество. Юристы отмечали, что он грубо нарушает конституционные права граждан на свободу слова и устанавливает госцензуру в интернете.

Именно на основе этого закона Минкультуры решило на два месяца заблокировать сайт издания «Азаттык», посчитав содержащим «недостоверные сведения» материал о боевых столкновениях на кыргызско-таджикской границе 14-17 сентября.

На круглом столе, прошедшем в ноябре, депутат Дастан Бекешев заявил, что этот закон — не способ борьбы с фейковой информацией, а настоящее оружие против СМИ.

«Вообще, у власти много оружия против журналистов и СМИ. Это и Уголовный кодекс, ведь в случае чего – ты разжигатель межнациональной розни и террорист», – сказал Бекешев.

Он отметил, что за время независимости Кыргызстана, президенты постоянно пытались ограничить свободу слова, потому что СМИ пишут о них, об их действиях и семьях. По словам депутата, это продолжается и сейчас, во время правления Садыра Жапарова.


«Надо откровенно говорить, что президенты не любят, когда про них что-то пишут. Но так не должно быть, не должно быть неприкосновенных», – говорил нардеп.


Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» также применялся и против сайта газеты Res Publica в августе 2022 года. Причиной блокировки стали расследования о коррупции в аэропорту «Манас» – заявление подал экс-президент «Манас Менеджмент» Асан Токтосунов. Сайт газеты до сих пор заблокирован. Сейчас власти предлагают поправки в этот закон, так как в некоторых пунктах закона имеются недостатки, поэтому возникают препятствия в его исполнении. Теперь минкульт предлагает прописать процедуру предоставления доказательств о том, что СМИ распространило недостоверную информацию до его блокировки.

Еще один документ, который угрожает свободе слова в Кыргызстане — проект закона «О СМИ». Его в конце сентября вынесла на общественное обсуждение администрация президента.

Документ составлен так, что поводом к закрытию издания может стать любая техническая ошибка. Юристы и журналисты оценивают его как введение «неприкрытой цензуры». «Клооп» изучил проект и убедился: он на 95% идентичен «драконовскому» российскому закону о СМИ. Но при этом еще и строже!

Правовая клиника «Адилет» сделала вывод, что новый документ дает государству «необоснованно широкие возможности по регулированию и вмешательству в деятельность СМИ». По мнению юристов, эта версия законопроекта призвана установить «жесткие запреты в отношении плюрализма мнений, являющегося неотъемлемой частью любого демократического общества».

Как выглядит Кыргызстан в мировых рейтингах

В ежегодном глобальном рейтинге «свободы прессы», составляемом международной организацией «Репортеры без границ», в 2022 году Кыргызстан занял 72 место. Авторы доклада отметили принятие закона «О защите от недостоверной (ложной) информации», кибератаки на независимые СМИ, а также преследования журналистов и репортеров.

Международная правозащитная организация Amnesty International в своем докладе также отмечает, что кыргызские журналисты сталкиваются с давлением.

«Независимые СМИ регулярно осуждаются, когда они критикуют власти. Иногда они становятся объектом кибератак после публикации статей о коррупции. Журналисты-расследователи являются объектами насилия, как и репортеры на митингах и демонстрациях», — говорится в докладе.

В феврале 2022 года исследовательское и аналитическое подразделение Economist Group – The Economist Intelligence Unit опубликовало ежегодный доклад об уровне демократии в странах мира. Издание причислило Кыргызстан к авторитарным странам.

The Economist Intelligence Unit.

В 2021 году Глобальный альянс гражданского общества CIVICUS в своем ежегодном отчете отметил, что Кыргызстан стал более авторитарным при новом президенте Садыре Жапарове.

https://kloop.kg/blog/2022/12/06/sadyr-zhaparov-snova-zayavil-chto-v-kyrgyzstane-est-svoboda-slova-chto-proishodit-v-strane-na-samom-dele/?tztc=1