Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Российские медиа укрепляют позиции

Правительство сообщило, что убрало со своей странички в интернете проект соглашения между Кыргызстаном и Россией о сотрудничестве в сфере массовых коммуникаций, опубликованный 6 января. Правительственные юристы утверждают, что документ не подлежит обсуждению.

Какова основная цель наделения некоторых российских СМИ особым статусом? Что приобретет и что потеряет Кыргызстан от этого? В дискуссии принял участие медиаэксперт Нарын Айып и кандидат социологических наук, политолог Самар Сыргабаев.

«Азаттык»: Из интернета убрали проект соглашения, вынесенный на общественные слушания 6 января. Юристы правительства вынесли заключение о том, что «этот документ не подлежит обсуждению». Можно сказать, что соглашение может быть подписано без каких-либо обсуждений?

Нарын Айып: Этот документ будет подписан. Такое в Кыргызстане продолжается с 1996 года. Когда Аскар Акаев был президентом, мы обязались транслировать на территории Кыргызстана ОРТ или российский «Первый канал», телеканал РТР и радио «Маяк».

Затем в 2007 году при президенте Курманбеке Бакиеве было подписано соглашение, ежегодно выделялось 10 млн сомов на распространение сигнала российских телеканалов. В последние годы, судя по всему, этих денег не хватает. В общем, было принято решение выделять по 50 млн сомов.

«Азаттык»: Эти деньги будут выделяться из бюджета Кыргызстана?

Нарын Айып: Конечно, деньги перечислялись через бюджет ОТРК, но вне кассы, напрямую в учреждение, распространяющее сигналы (РПОРМТР).

«Азаттык»: Заместитель министра культуры и информации Айнура Темирбекова утверждает, что Россия бесплатно позволяла показывать телеканалы…

Нарын Айып: Тут путают две вещи. Уважаемая заместитель министра, деньги выделяются не на контент, а на распространение информации. На то, чтобы сигнал доходил до различных регионов Ала-Тоо. На это выделяют деньги и «Азаттык», и «Би-Би-Си». Госпожа Айнура права в том, что Россия действительно бесплатно дает контент. Но в нем содержится сильная, могущественная пропаганда.

«Азаттык»: Самар мырза, давайте посмотрим на этот вопрос с точки зрения интересов России. Почему их настолько интересует небольшой Кыргызстан?

Самар Сыргабаев: Россия с 2000 года активно работает в этом направлении. В 2005 году они основали телеканал Russia Today, чтобы сообщать о своих интересах всему миру. Для этого из бюджета страны инвестируются миллионы долларов. Рейтинги растут с каждым днем. Он уже соперничает с крупными мировыми средствами массовой информации, вроде CNN и Би-Би-Си. У телеканала около 1,5 млрд подписчиков.

А в Кыргызстане еще с советских времен наши родители привыкли смотреть российское телевидение. Россия хочет добыть особый статус для своих телеканалов, это я бы назвал объективным явлением в ходе сегодняшней информационной войны. Таким способом Россия хочет отстоять свои геополитические интересы, осуществить планы.

«Азаттык»: Конечно, у России есть интересы в Центральной Азии. Как обстоят дела в соседних республиках, у которых территория побольше?

Самар Сыргабаев: Наши соседи — Казахстан и Узбекистан, напротив, вводят ограничения для российских телеканалов. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как достижение высшей степени лояльности политической системы Кыргызстана.

«Азаттык»: В 6-м пункте проекта соглашения говорится, что стороны создадут дополнительные условия для развития российских телеканалов «Первый канал — Всемирная сеть» и «РТР-Планета». Как это понимать?

Нарын Айып: Если Кыргызстан перейдет к цифровому вещанию им придется платить, как и другим частным каналам. Поэтому они хотят попасть в бесплатный социальный пакет. Хотят войти туда вслед за ОТРК. Российские телеканалы «Первый канал» и «РТР-Планета» считаются сильнейшими средствами пропаганды.

Самар Сыргабаев: Судя по социологическим исследованиям, в 2013 году однодневная аудитория российских телеканалов «Первый канал» и «РТР» составляет 1,5 млн человек. А недельная аудитория нашего ОТРК составляет 2 млн человек. Недельная аудитория двух российских телеканалов превышает цифру в 2 млн человек. Это уже говорит о степени влияния российских телеканалов.

«Азаттык»: Должен ли Кыргызстан сотрудничать с другими странами, обмениваться информацией? Какой должна быть политика в этой отрасли?

Нарын Айып: Конечно нужно сотрудничество. Но не погрязать в пояс в интересах России, как сейчас.

Самар Сыргабаев: В мире есть практика обмена информацией, например программ, кино, образовательных передач между странами. Но в обсуждаемом документе нет конкретики, касающийся вопросов обмена…

Нарын Айып: Кыргызстан оказался в зависимости от России в военном, экономическом, культурном плане.

Самар Сыргабаев: Мы говорим об особом статусе для российских телеканалов, но они и до этого пользовались особым статусом. Их позиции укреплены.

http://www.gezitter.org/politic/46723_rossiyskie_media_ukreplyayut_pozitsii/print/