Порочная практика, или Лента Мёбиуса
А-а, крокодилы, бегемоты,
а-а, обезьяны, кашалоты,
а-а, и зелёный попугай…
(Детская песенка)
Один толстокожий советник президента Фарид Ниязов (по его собственному признанию) и некоторые толсторожие госмужи нынче стараются изобразить из себя жертв газетной политики «Вечерки» и всяко прихорашиваются в интервью на местных телеканалах в ожидании решения горсуда по иску Рябушкина. Который желает всего только получить компенсацию ущерба от Александра Кима за 15 лет. То есть большую кучу долларов, здания, ухоженную территорию, три газеты, типографию.
Да кто же ему позволит завладеть такими сокровищами? Кто поверит, что один за другим наши суды, а вслед за ними Генпрокуратура принимают незаконные решения ради благосостояния одного ничем не примечательного человека — простого и бедного парня из деревни, как Рябушкин отрекомендовался в интервью «Азаттыку». Не для того стараются. Рябушкина просто используют, как резиновую куклу, чтобы потом, когда миллионы будут отсужены, быстренько отобрать у «бедного парня» все отнятое у холдинга имущество, вынуть пробку из куклы, и дух из нее вон.
Депутаты, политики, общественные деятели предостерегают власть от рейдерского захвата «Вечерки». Напоминают факты акаевского беспредела, от которого нынешний ничем не отличается. Разве что персонами, имена которых названы в Обращении к президенту. Все-таки у Акаева не было в ближнем кругу водителей с семиклассным образованием, как характеризуют Илмиянова некоторые комментаторы, и телохранителей с отчетливо уголовным прошлым.
Правда, водитель Икрамжан Илмиянов застеснялся, как только имя его было открыто названо, и подал в отставку с поста первого зама руководителя президентской администрации (не в первый раз, как он подчеркнул!). Патрон только через четыре дня подписал заявление. Кстати, Джоомарту Оторбаеву подписал мгновенно, он ведь всего-навсего премьер-министр, чего им дорожить… Второй же преданный главе государства типаж — его бывший телохранитель Эркин Мамбеталиев, майор Государственной службы охраны, нынешний куратор мясопромышленной отрасли страны, владелец благотворительного фонда, бывший активный член ОПГ Рыспека Акматбаева, — так замаскировался, что, как на голубом глазу уверяет Ниязов, президент не видел своего ставленника уже 10 лет. А кто ж тогда освободил парня из заключения, где он пребывал за убийство депутата Жогорку Кенеша Жыргалбека Сурабалдиева и начальника Главного управления по борьбе с должностными преступлениями МВД полковника Чыныбека Алиева? Верховный суд сразу после апрельской революции, полностью оправдал его. Это как?!
Фарид Ниязов еще не решил, будет ли судиться с «Вечеркой» за восстановление своего доброго имени. Объяснил: потому что он толстокожий. Скорее всего, не толщина эпидермиса тому причиной, а вполне прагматичные соображения. Зачем судиться и требовать компенсацию морального ущерба, если суд все равно решит так, как нужно, и обидчикам просто не с чего будет ему платить? Разве что со скромных пенсий в течение долгих лет (если проживут).
Он и так чувствует себя вполне уверенно. Вот и племянник Э. Ниязов готовится сесть в кресло члена совета директоров «Кыргызтелекома». Сколько еще у советника президента племянников и хватит ли на всех теплых мест, покажет время. А пока Ф. Ниязов сообщил, что ГКНБ непременно вызовет в суд всех недоброжелателей из микроскопических общественных объединений, которые прилюдно посылают Александра Кима в какую-нибудь из Корей в связи с пятой графой.
«Какие-то меры в отношении этих людей, конечно, будут приняты, — сказал Ниязов на пресс-конференции. — Их всех вызовут на беседы в ГКНБ, это не останется бесследным, особенно после принятия концепции по межэтнической политике. Не думайте и не удивляйтесь, когда и вам будут задавать вопросы спецслужбы. Здесь неприкасаемых нет. Каждый должен отвечать за свои слова. Каждый из нас будет отвечать по закону», — отметил советник главы государства.
Вот счастье-то! Неужели — каждый? И сам советник — тоже ответит по закону? Есть и еще много чего, за что надо отвечать по закону. Вот, к примеру, закон с поправками к Закону «О выборах президента Кыргызской Республики и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», подписанный недавно президентом Кыргызстана.
Главная прелесть поправок состоит в следующем: «включение в список избирателей только граждан, прошедших биометрическую регистрацию».
Дед из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», оценив запредельные требования своей старухи, возопил: «Что ты, баба, белены объелась?»
Чего объелись президентские эксперты, забывшие о главных положениях по выборам Конституции КР? К примеру, ст. 3 гласит: «Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах: 1) верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом…». Вы понимаете? Тура? Компрене ву? Андестенд ю? Ферштеен зи? Всенародно. И никак иначе.
Другие статьи Конституции КР закрепляют право граждан выбирать и быть избранными. Эти нормы были развернуты в конституционном Законе «О выборах президента и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Может быть, разработчики поправок уже исправили его статью 47 «Ответственность за нарушение избирательных прав». В ней записано, наряду с прочим, что уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с законами Кыргызской Республики несут лица, «путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Кыргызской Республики права избирать и быть избранным». Вот как раз поправка о биометрии точно подходит под определение иного способа воспрепятствования и ведет к уголовному преследованию. Или уже не ведет? В пресс-релизе не сказано, какие статьи закона о выборах были исправлены и дополнены.
Меня терзают смутные сомнения по поводу качества экспертной проработки документов, которые подписывает президент Кыргызстана.
Кто эти люди, обязанные обеспечивать соответствие всех исходящих бумаг Основному закону КР? Замучаешься считать, столько всяких помощников, советников, юристов, экономистов и прочих высококлассных специалистов в парламенте. А уж в аппарате президента их вообще немерено. Руководители, замы, помы, советники, отделы, советы… Ну затесался среди них один невежда, однако остальные-то должны быть профессионалами высочайшего уровня, которые плотными рядами окружают главу государства «с целью обеспечения деятельности Президента Кыргызской Республики по реализации им полномочий главы государства, установленных Конституцией Кыргызской Республики».
Может быть, Самому некогда читать Конституцию и разбираться в законах. Может быть, высказал он пожелание — как бы удобнее устроить так, чтобы полегче было проводить своих людей в парламент, а себя на второй президентский срок. Или кто из доброхотов подсказал? Не знаем точно, но версия имеет право на существование. Ведь чем меньше народу придет в день выборов к урнам, тем проще добиться, чтобы вожделенный 51% голосов всех принявших участие в процессе оказался у того, у кого надо. В два раза с лишним раза меньше народа останется в списках, если исключить из них «необиометриченных» граждан. Да студенты за рубежом, да трудовые мигранты… Это же насколько усохнет электорат! И обработать проще, и головы задурить, и денег на подкуп в разы меньше потратить. Вот и вся подоплека поправок к конституционному закону о выборах, прямо нарушающих Конституцию КР. В которой не прописана никакая биометрия. Что есть дело невинное и вполне добровольное, как уверял нас бывший премьер Джоомарт Оторбаев.
Вообще наблюдается какое-то броуновское движение молекул в ответственных головах. То нам объявляют — не будет 9 Мая парада на площади в Бишкеке, а будет 7 мая, поскольку президент должен присутствовать на празднике в честь Дня Победы в Москве. То опровергают информацию: не будет 7 мая, потому что рабочий день. То уточняют: состоится парад 9 мая, но принимать его будет не президент, а начальник штаба Минобороны КР. А сразу грамотно продумать и решить — не судьба? Бедные ветераны войны уже не понимают, когда выходить в орденах и медалях на площадь или вообще не выходить, или с валидолом за щекой ждать дальнейших распоряжений…
Пора уже привести в порядок толстокожих, толсторожих и прочих экспертов из президентского окружения да выдать всем сестрам по серьгам. Одна беда: некому выдать. Потому что в независимых структурах, обязанных поддерживать в стране закон, сидят зависимые люди, которые выполняют указание вышеозначенных субъектов. Такой вот порочный круг. Лента Мёбиуса, в бесконечности которой очень удобно гнездиться государевым людям. Они взаимодействуют, взаимоопыляются и донельзя довольны друг другом. На темной стороне творят свои интриги и устраивают гешефты. Когда она переходит в светлую, делают невинное выражение лиц и чистые глаза. Обычная порочная практика верхов. Всякое мы пережили, количество зла в окружающей атмосфере перешло в качество: бывали хуже времена, но не было подлей.