Депутат фракции СДПК Галина Скрипкина подняла инициативу об усилении ответственности журналистов за неуточнённую информацию и внесении изменений в Уголовный кодекс КР. В статье 239 действующей редакции УК предусмотрена ответственность за «распространение неуточнённой информации». Но для отдельных чиновников этой меры недостаточно, и они считают необходимым усилить ответственность, чтобы приструнить СМИ. В последнее время усилилась конкурентность, политическая борьба, и в связи с этим появляется много информации, призванной свалить ног противника. В большинстве случаев она применяется в государственных интересах.
Данная инициатива, возможно, призвана также ввести ограничения на свободу СМИ. До этого многочисленной критике подверглась статья «Клевета» УК, когда власть попыталась надеть узду на СМИ. Сегодня депутат фракции коалиционного большинства предлагает усилить ответственность законом, до этого вызывавшем столько нареканий. Это свидетельствует о том, что фракция, постепенно завладевающая всей государственной властью, теперь дошла и до СМИ.
Если вернуться к неуточнённой информации, встречаются случаи, когда это действительно сплетни. Но часто происходит так, что так называемые «сплетни» с течением времени становились правдой. Если политики, в том числе и депутаты, пострадают от такой информации, то законов для их защиты предостаточно. С этой стороны повода для беспокойства у них нет. Правда горька, и обиженные превращают в «сплетни» любую правду и хотят ввести ограничения закона для СМИ. Они желают сами распоряжаться информацией о себе. В таком случае о какой свободе слова стоит говорить? Мало того что власть сосредоточилась в руках одного человека, одной фракции, так ещё так они навязывают СМИ «свободу» в их представлении.
Аликбек Жекшенкулов, лидер партии «Акыйкат»: «Это повредит авторитету власти»
— Депутаты СДПК встали на путь «Ак-Жола». В бакиевское время тоже пытались ограничить свободу слова. Если помните, депутаты «Ак-Жола» вносили различные предложения и предпринимали активные попытки приструнить журналистов. Сейчас повторяется то же самое. Но попытки ограничить свободу слова закончатся безрезультатно. Кыргызы очень ценят правду, информацию, слово. Если они не хотят появления сплетен и слухов, то пусть начинают с себя. Сегодня все сплетни распространяются по заказу власти через провластные СМИ, пусть накажут эти СМИ, а потом предъявляют претензии к остальным. Власть нападает на политиков и журналистов, которые критикуют власть. По моему мнению, такие действия вредят авторитету власти.
Авланбек Жумабаев, общественный деятель, журналист: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»
— В целом, с появлением свободы слова в информационной среде возникла сложная ситуация. По сравнению с другими государствами свобода слова у нас не только на словах. И в считающихся вершиной демократии странах журналисты строем приходят к чиновникам и записывают их слова, и так же строем уходят. По сравнению с ними наши журналисты чувствуют себя вольготнее, могут свободно выражать своё мнение.
Но я совершено не поддерживаю предложение Галины Скрипкиной. СМИ играют очень большую роль в укреплении связи власти и народа. Но связь власти с народом односторонняя, неправильно работать только с собственными СМИ, а остальные оттеснять в строну, называя «сплетниками». Все мы граждане своего государства. Каждый из нас в первую очередь думает о собственном благополучии и счастье. В то же время эти личные стремления связаны с судьбой всего государства. Поэтому у каждого человека есть свои представления и своя позиция по происходящему в стране.
Я много лет работал в пресс-службе правительства, парламента, президента. Но я никогда не делил журналистов и СМИ на «своих» и «чужих», «сплетников», «клеветников». У каждого есть своё мнение, и его нужно уважать.
Но бывает, что отдельные мои коллеги перехлёстывают через край. Этого не стоит скрывать. Их тоже можно понять. В стране процветает коррупция, многие структуры работают закрыто, и журналисты вынуждены строить прогнозы и предположения.
Но власть (говоря про власть, я подразумеваю и Галину Скрипкину, она представитель законодательной власти и член основанной президентом партии) вместо того чтобы натянуть поводья, в первую очередь должна обеспечить открытость и прозрачность деятельности всех государственных органов.
Например, кто не видит, как наши дети, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗами, подвергаются вымогательствам? Кто сможет это отрицать? Почему ситуация в этой области не меняется в течение долгого времени? Есть выражения «упаси боже от милиции и докторов». Среди судей тоже полно самоуправства.
Я думаю, что в первую очередь нужно рассмотреть эту сторону.
«Зачем на зеркало пенять, если рожа крива», как говорится, если не воровать, честно исполнять свои обязанности, то не будет поводов для журналистов цепляться к такому человеку. Ну а про газеты какого-либо бая — это особый феномен, отдельный разговор…
Максат Кунакунов, экс-депутат: «Будет ограничена свобода»
— Видно, что этот законопроект является попыткой власти оказать определённое влияние на СМИ. Если этот законопроект пройдёт и заработает, что свобода слова обязательно будет ограничена. Сегодня суды принимают нужные власти решения. Если какой-нибудь журналист-патриот напишет правду, то создаются удобные условия запугать его через суд.
Кабай Карабеков, корреспондент российской газеты «Коммерсантъ», экс-депутат: «Такое действие СДПК можно оценивать как противодействие демократии…»
-У нас есть законы, чтобы вернуть в русло журналистские ошибки. Есть административное наказание, финансовые санкции по неуточнённой информации в СМИ, этого достаточно. Во всем мире применяются эти меры наказания. То, что в нашей стране начнут применяться меры усилия ответственности журналистов, будет означать два шага назад. Статься по сплетням в СМИ много осуждалась. Возникает ощущение, как будто мы попали в прежнее время. Такое действие СДПК можно оценивать как противодействие демократии…
Тимур Саралаев, общественный активист: «Прямая путёвка в авторитаризм»
— По моему мнению, депутат Галина Скрипкина бежит впереди паровоза со своей инициативой по усилению ответственности журналистов за клевету от 3 от 5 лет лишения свободы. Дело в том, что уже до этого поднималась идея уголовной ответственности за сплетни в СМИ, корень этой инициативы лежит там.
Во-первых, это можно понять как ограничение информационные возможностей независимых СМИ Кыргызстана. Во-вторых, если вдруг попутает бес и депутаты парламента поддержат этот законопроект, то власть в кратчайшее время превратит это закон в политическое оружие. Любой политик – депутат или чиновник, а также президент Алмазбек Атамбаев во многих местах, в том числе и на международных мероприятиях, с гордостью говорят о свободе слова в Кыргызстане как о преимуществе. Мы потеряем единственную в Центральной Азии свободу слова и плюрализм мнений введением цензуры. Если угодническую политику депутата Галины Скрипкиной поддержит парламент, то считайте это прямой путёвкой в авторитаризм. Подытоживая, можно сказать, что это деструктивная инициатива, свобода слова должна оставаться свободной. Что касается мер ответственности за сплетни, то они предусмотрены в Административном кодексе, пусть там и остаются.
http://www.gezitter.org/culture/25051_skripka_vlasti__skripkina/