Пресс-служба Жогорку Кенеша КР распространила 12 ноября 2015 года пресс-релиз с разъяснением о лишении аккредитации трех журналистов в период работы предыдущего созыва Жогорку Кенеша КР.
В пресс-релизе указывалось, что в 2014-2015 годах «журналисты распространили не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство депутатов И. Гусарова и И. Карамушкиной. Решением Комиссии по аккредитации журналистов корреспонденты ИА «24.kg» Ю.Костенко, Д.Подольская, М.Ниязова были лишены аккредитации, о чем своевременно было информировано руководство информационного агентства».
Однако в «Правилах аккредитации журналистов, средств массовой информации в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики» от 28.12.2010 года № 135-ОД говорится, что решение о лишении журналиста аккредитации принимается руководителем Аппарата ЖК КР по представлению пресс-службы ЖК КР. Ни о какой Комиссии по аккредитации не говорится ни в Регламенте ЖК КР, ни в Правилах аккредитации. Поэтому непонятен статус указанной Комиссии и правомерность ее решения.
Вместе с тем хотелось бы напомнить пресс-службе Парламента, что деятельность Жогорку Кенеш основывается на принципах открытости, доступности и соблюдения конституционных норм и законов, ими же принятых. Кроме того:
1. Согласно закону «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР» заседания государственных органов и органов местного самоуправления являются открытыми для общественности, за исключением закрытых заседаний. Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них граждан, которыми были поданы заявки на участие в соответствующих заседаниях. Даже если бы журналисты были лишены аккредитации законно, то согласно закону «О доступе к информации…» им не может быть отказано в праве присутствовать на любом заседании в качестве граждан.
2. Согласно п.4.1 «Правил аккредитации журналистов в ЖК», они действуют до истечения срока полномочий Жогорку Кенеша пятого созыва. Таким образом, решение о лишении аккредитации журналистов в пятом созыве не может распространяться на процесс аккредитации журналистов в шестом созыве. А следовательно, решение прошлого созыва не может являться основанием для не аккредитации журналистов Ю.Костенко, Д.Подольской и М.Ниязовой в новом созыве.
Поскольку срок действия указанных Правил истек, ОФ «Институт Медиа Полиси» предлагает Жогорку Кенешу при разработке нового документа по аккредитации журналистов исключить норму, согласно которой решение о лишении аккредитации журналистов либо самого СМИ принимает единолично Руководитель Аппарата Жогорку Кенеш КР. Неправомерно предоставлять ему полномочия самостоятельно оценивать ту или иную информацию на предмет наличия в ней «сведений порочащих честь и достоинство Жогорку Кенеша, коалиции большинства, фракций, комитетов и депутатов». Поскольку республиканское законодательство предусматривает, что вопрос о распространении порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений рассматривается непосредственно в судебных органах.
В Кыргызстане существует законодательная база по регулированию института аккредитации журналистов. Такие нормы заложены в законах: «О СМИ», «О телевидении и радиовещании», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР» и в других документах. На основе этого законодательства и должны писаться внутренние положения и правила по аккредитации в государственных структурах.