Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Будучи редактором, я стараюсь задавать хорошие вопросы: я довольно любопытен и умею составлять предложения, заканчивающиеся вопросительным знаком.

Рой Питер Кларк из Института им. Пойнтера однажды написал: «Учителя и редакторы должны быть источниками для тех, кто пишет: им следует советоваться с авторами, а не давать им указания».

Я не стал бы утверждать, что никогда не даю советов журналистам, но я стараюсь начинать с вопросов, которые пробуждают воображение, и стараюсь сделать так, чтобы журналист как следует подумал над темой статьи и о том, как можно взглянуть на эту тему по-новому.

Нам известны основные вопросы, на которые журналисты должны дать ответ, работая над материалом: эти вопросы начинаются со слов «кто», «что», «где», «когда», «почему» и «как».

Я хотел бы предложить коллегам несколько дополнительных вопросов: задайте их самому себе перед тем, как начать работу над репортажем, и перед тем, как начать писать.

Даже если у Вас очень мало времени для выполнения журналистского задания, постарайтесь провести с помощью этих вопросов 10-минутный разговор: когда редактор тратит время на общение с репортером до начала работы над материалом, это, в конечном счете, экономит время на редактирование готового материала.

Как бы Вы рассказывали об этом своему другу?

Я люблю задавать этот вопрос, потому что он вдохновляет автора на то, чтобы подумать о наиболее интересных деталях материала. Мы в состоянии оценить ценность новости, но мы не всегда хорошо обдумываем ответ на вопрос: «Почему читатель должен этим интересоваться?» Если автор представит себе, что он рассказывает новость другу, это поможет ему задуматься над этим вопросом. Более того, такой подход избавляет текст от жаргона и делает стиль более разговорным.

Каким будет заголовок (с учетом того, что его можно и изменить)?

Существует другой вариант этого вопроса: “О чем на самом деле этот материал?” Если свести суть вопроса к пяти или шести словам, это поможет сделать материал более острым. В нашей редакции мы просим репортеров и редакторов писать заголовки для онлайновых материалов и краткое содержание основных статей. Причина, в первую очередь, — производственная необходимость, но есть и в этом и дополнительная ценность — авторы проникают в суть вопроса уже на самой ранней стадии работы над материалом.

Что Вас удивило?

Не очень приятно это признавать, но многие (если не большинство) журналистских материалов написаны так, что все очень предсказуемо. Когда Вы просите о «сюрпризе», это может помочь автору отойти от своей роли журналиста и отреагировать на историю, как обычный человек. Встретили ли Вы каких-то необычных людей? Услышали ли Вы какую-то потрясающую цитату? Чего Вы не смогли предвидеть? Какие детали и анекдоты так и остались в Вашем блокноте и не попали в статью? Может быть, все-таки имеет смысл использовать пару деталей?

Какие вопросы остались без ответа?

Журналисты не всегда хорошо пишут о том, что они не поняли, особенно, когда речь идет о горячих новостях — часто они пытаются как-то заполнить эти пробелы. Лучше быть честным и озвучить, что что-то осталось не до конца понятным. Этот вопрос может стать подсказкой для автора и редактора: к этой теме, возможно, стоит вернуться.

Как можно внести в материал что-то новое?

Лучшие репортеры любят преодолевать препятствия. Если это ветераны журналистики, они уже имели дело с похожими материалами. Пусть они преодолеют такое препятствие: подойдут к теме по-новому. Это могут быть другие слова, фотографии, графика или мультимедийные элементы. Этот вопрос может даже вдохновить журналиста на сотрудничество с коллегами, например, с коллегой, который занимается визуальными инструментами.

Какой вывод можно сделать?

Я считаю, что лучшие материалы не только рассказывают читателю что-то новое, но и перекликаются с универсальными темами. Они предлагают читателю «проблеск мудрости» — урок, который извлекли люди, о которых мы пишем: идет ли речь о любви и преданности или о предательстве — это истории, которые принесли удовлетворение. У наших читателей есть кабельное ТВ, ноутбуки, планшетные устройства и смартфоны, но они потерялись в этом море информации: им не хватает широкого контекста и значения. «Проблеск мудрости» — одна из самых важных вещей, которые мы можем им предложить.

Статья была впервые опубликована на вебсайте Poynter Online и публикуется в переводе на русский язык на сайте IJNet с разрешения автора. Poynter Online — вебсайт Института им. Пойнтера, учебного заведения, способствующего развитию демократии и журналистики уже более 35 лет. Институт им. Пойнтера предлагает новости и обучение в такой форме, которая подойдет Вам независимо от Вашего расписания работы: институт предлагает индивидуальное обучение, семинары, онлайновые тренинги и многое другое.

Том Хуанг

http://ijnet.org/ru/stories/93779