Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Справочная информация

Однодневная конференция «Роль медиа в политике противодействия экстремизму в Кыргызстане» с участием международных медиа-экспертов состоялась 28 сентября 2016 года в г. Бишкек. Основной целью конференции было  создание площадки для обсуждения механизмов сотрудничества медиа, гражданского общества и государственных органов в противодействии экстремизму, что является одним из важных направлений Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Организаторами конференции выступили Центр ОБСЕ в Бишкеке,  представительство Института по освещению войны и мира в Кыргызстане, Институт Медиа Полиси и представительство Интерньюс Кыргызстан.

Рекомендации государственным органам

  • Поощрять использование всеобъемлющего подхода в предупреждении насильственного экстремизма и противодействии ему, включая координацию действий между национальными властями, сотрудничество между государствами региона и взаимодействие с соответствующими международными и региональными организациями;
  • Проводить многостороннюю и комплексную работу по предупреждению и противодействию насильственному экстремизму с вовлечением представителей гражданского общества, религиозной и культурной сфер, а также спорта;
  • Использовать потенциал медиа для организации свободного диалога и открытого обсуждения имеющихся проблем с целью содействия, в частности, повышению терпимости, взаимного уважения и взаимопонимания на местном, национальном, региональном уровне;
  • Поощрять просветительскую роль медиа в повышении информированности населения об опасностях нетерпимости и насилия, воспитании уважительного отношения к правам человека и предупреждении и противодействии насильственному экстремизму при уважении независимости и свободы средств массовой информации;
  • Создавать и поощрять создание пространства для медиа и гражданского общества, свободного от блокировок, фильтрования и удаления незаконного контента;
  • Создавать и развивать альтернативные социальные площадки для самореализации и самовыражения молодежи, обеспечивать доступность таких площадок, в том числе путем распространения информации о них в СМИ;
  • Развивать и внедрять в школьные и вузовские образовательные программы курсы по медиа грамотности для повышения качества выбора источников информации учащимися;
  • При разработке законодательства и программ по предупреждению и противодействию насильственному экстремизму опираться на международный опыт и международные документы, участником которых является Кыргызская Республика, в частности «Декларация Министров о предупреждении насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, и противодействии им» (Совет министров ОБСЕ, Белград, 2015 год).
  • Привлекать к обсуждению законодательных инициатив по предупреждению и противодействию насильственному экстремизму представителей гражданского общества, международные и экспертные организации, представителей профессиональных сообществ, деятельность которых может затрагивать предлагаемое регулирование, СМИ;
  • Поощрять и защищать права человека и основные свободы в контексте мер по предупреждению и противодействию насильственному экстремизму;
  • Пересмотреть понятие «экстремизм» в Законе КР «О противодействии экстремистской деятельности», руководствуясь рекомендациями, изложенными в Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», в которой экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность…». Привести законодательство в соответствии с приведенным определением;
  • Выработать механизм введения реестра запрещенных экстремистских материалов уполномоченным органом в сфере юстиции, а также определить уполномоченный орган, в компетенции которого будет доведение решений судов до органов юстиции. Ограничение доступа к информации экстремистского характера в сети Интернет должно быть основано на законе и производиться на основании решения суда, при этом необходимо избегать ограничения доступа ко всему информационному ресурсу;
  • Экспертиза материалов, содержащих признаки экстремизма, должна осуществляться комплексно, с привлечением специалистов в области национального законодательства, международного права, лингвистики, религиоведения, в отдельных случаях — с привлечением политологов, социологов, психологов, и в исключительных случаях с привлечением теологов соответствующей направленности.

Рекомендации гражданскому обществу

  • Проводить образовательные мероприятия для журналистов по этике освещения темы предупреждения и противодействия насильственному экстремизму, а также по основам религиозного образования;
  • Создать механизм взаимодействия между правоохранительными органами и органами государственной безопасности с журналистами для эффективного сотрудничества по противодействию идеологии насильственного экстремизма, проводить совместные встречи для обмена мнениями по данной тематике.

Рекомендации медиа

  • Предоставлять своевременную и проверенную информацию, которая будет способствовать снижению уровня напряжения в обществе и противодействовать распространению паники. Освещать события полностью и ответственно;
  • Отказаться от сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия со стороны преступников;
  • Не ассоциировать между собой понятия «религия» и «экстремизм», не навязывать стереотипы, предполагающие связь религиозных воззрений человека и его экстремистских суждений и деятельности;
  • Ответственно относиться к словам, используемым в журналистских материалах, и тону этих материалов: с осторожностью использовать слова с яркой политической и эмоциональной окраской, такие как «казнь», «убийство», «террорист»;
  • Отказаться от использования экспрессивных оценочных суждений в отношении к описываемым ситуациям, в любом случае разделять сообщение о факте и его оценку;
  • Не публиковать снимки, которые позволят опознать личность человека, ставшего жертвой какого-то происшествия. Быть тактичными к чувствам родных и близких жертв;
  • Создавать альтернативные системные проекты в СМИ, нацеленные на развитие религиозного просвещения, воспитание терпимости к этническому, религиозному, языковому и культурному разнообразию, которые будут способствовать профилактике распространения идей насильственного экстремизма;
  • Создавать циклы статей с достоверными локальными историями/жизнеописаниями обычных людей, которые могут взывать к эмоциям и чувствам. Локальные истории действуют эффективнее, чем официальная статистика;
  • Предоставлять площадки для открытого обсуждения проблем и переживаний, волнующих граждан, что, в свою очередь, может способствовать снижению уровня их радикализации;
  • Ответственно рассматривать возможность написания историй лиц, вернувшихся из зоны боевых действий. Для некоторых из них возвращение на родину – способ покончить с экстремисткой деятельностью. Такие истории могут служить средством противодействия радикализации;
  • Не быть рупором для выражения взглядов и программы действий экстремистских или террористических организаций, информационные материалы должны быть свободны от пропаганды идей насильственного экстремизма;
  • Не предоставлять возможности представителям экстремистских или террористических организаций выйти в прямой эфир. Прямая трансляция может использоваться для передачи условных сигналов сообщникам;
  • Придерживаться принципов ответственной журналистики, описанных в Этическом кодексе журналиста Кыргызской Республики при освещении тем экстремисткой проблематики.